Лидер с детства: как и зачем прививать ребенку мышление предпринимателя

Ситуация №1

Этим летом мы устроили младшего сына подрабатывать на рынок в Ташкенте. Мы хотели, чтобы он научился продавать и не боялся называть цену. Изначально по существующим на рынке правилам он, как и все, получал фиксированную зарплату за выход на работу.

Сначала ему было очень сложно с этим смириться, ведь все получают деньги – неважно, хорошо они работают или не очень. На третий день он понял, что надо как-то выживать в существующих условиях и начал активно предлагать товар

В результате так разошелся, что стал зарабатывать в два раза больше, чем его друзья на фиксированной оплате. Теперь даже в субботу он просится на рынок.

Почему мы это сделали: мы стараемся искусственно создавать сложные условия для своих детей, чтобы они понимали, что каждое благо надо заслужить. Так они учатся ценить деньги и труд.

Погружение в семейный бюджет

Обсуждение финансовых вопросов в семье становится для ребенка одним из первых кейсов для ввода в денежную тему. Даже если раньше не составляли семейный бюджет, теперь можете сделать это с детьми. Чем младше ребенок, тем меньше материала за один подход он может освоить. Дошкольнику достаточно показать, что есть деньги, которые вы заработали; часть нужно отдать за квартиру, отложить на еду, купить подарок бабушке, и, конечно же, потратить на игрушки, но только определенную сумму.

Занимаясь с дошкольниками, используйте крупные яркие предметы или цветные фломастеры, и рассчитывайте объяснения на 10-15 минут. В скандинавских странах учителя стараются проводить уроки на природе: ведут детей в парк или лес, дают задание собрать шишки, желуди, камешки, палочки и с их помощью разъясняют материал.

Антимонополия

Время идет — рынок меняется. Не так давно вышла новая игра, которая учитывает условия изменившихся отношений в бизнесе. «Монополия» построена на том, что игрок должен стать монополистом, в «Антимонополии» в игру вступают конкуренты. Вы можете играть как за тех, так и за других, расширяя свою финансовую грамотность разным опытом. Ирония судьбы заключается в том, что игра «Антимонополия» подвинула реального монополиста по настольным играм — компанию Hasbro. Это ли не лучшая рекламная кампания игры?

Чему учит: эта игра немного сложнее, чем изначальная версия — «Монополия», потому что в игру вступает конкурентная борьба. Задача монополиста — достичь вершины в своей отрасли и сохранить позиции. Задача конкурента — получать прибыль «здесь и сейчас» и не дать монополисту удержать свои позиции. Игра научит основам классической экономики Смита и современным принципам Траута.

Для детей от 10 лет.

Денежный поток

Увеличиваем пассивный доход вместе с автором бестселлеров по инвестированию Робертом Кийосаки

Кому. Родителям, чтобы учить детей финансовой грамотности, и всем взрослым, живущим от зарплаты до зарплаты (от 2 до 6 игроков). 

Механика. Игра повторяет логику человеческой жизни: на старте игрок получает случайную «биографию» — профессию, базовые активы и пассивы, придумывает себе мечту. А дальше начинает движение по дорожке для «крысиных бегов»: дом — работа — дом, ненужные траты, расходы на ребенка, покупка инвестиционной недвижимости, увольнение и даже банкротство. Цель игрока — вырваться из замкнутого круга; для этого пассивный доход должен превышать расходы. 

Чему учит. Заставляет понять, что важен не размер зарплаты, а умение грамотно ею распоряжаться. Если только тратить и ничего не инвестировать, достичь богатства и финансовой свободы не получится. И наоборот, любой дворник или медсестра (такие профессии есть в игре) могут построить финансовую империю, если будут управлять своим бюджетом и делать накопления.

Что делать после игры. Посчитать на пенсионном калькуляторе, когда вы сможете жить на пассивный доход и сколько для этого надо начать откладывать уже сейчас. 

Книги, которые объясняют работу финансов

Книги — сильный инструмент для развития финансовой грамотности. Детские книги написаны простым и интересным языком и обычно преподносятся в виде какой-то истории. Ребенок с интересом следит за развитием событий и при этом учится. 

«Мани или азбука денег» — Бодо Шефер

Для кого: дети от 8 лет

Главная героиня Кира знакомится с умным говорящим псом по имени Мани. Собака раскрывает девочке тему отношения человека к деньгам. Она учит хозяйку достигать поставленных целей и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях. 

Бодо Шефер рассказывает детям, как зарабатывать деньги, копить и разумно тратить. Практические советы мягко вплетены в повествование и понравятся не только детям, но и взрослым. 

Книга написана интересным и простым языком. Поэтому сделать из ребенка маленького финансового гуру вы сможете за несколько вечеров.

Чему учит: правильно обращаться с деньгами, спокойно относиться к финансам и получать удовольствие от работы.

«Волшебный банкомат» — Татьяна Попова

Для кого: дети от 5 лет

Сказочная история приключений ребят Кати и Сережи. Дети попадают на необитаемый остров, на котором учатся зарабатывать деньги, копить и управлять финансами.

Из книги ребенок узнает, откуда берутся деньги. Разберется в работе банков, кредитов и вкладов. Узнает о создании бюджета.

После каждой главы читателя ждут задания для закрепления знаний. Ему предстоит решать загадки и отвечать на вопросы на смекалку. 

Есть рекомендации и для родителей, которые помогут изучать книгу эффективнее.

Чему учит: вводит в мир финансов, объясняет экономические термины. Дает понятие, как работают деньги и как правильно ими распоряжаться.

«Удивительные приключения в стране Экономика» — Игорь Липсиц

Для кого: 10 лет и старше.

Главные герои книги, отец и дочь, отправляются в выдуманную страну Экономика и узнают о законах, по которым живут ее люди. 

Во время путешествия герои узнают о формировании цен на товары и заработной плате. О торговле и валютных курсах, конкуренции и инфляции.

Чему учит: понимать, как работает экономика. Старшие дети узнают, как экономика влияет на события мирового масштаба.

«Твои деньги» — Джерри Бейли, Фелиция Ло

Для кого: от 10 лет.

Из книги читатели узнают, как зарабатывать деньги и не зависеть от родителей. Авторы подробно рассказывают о поиске почасовой работы, рассуждают об открытии подростком собственного бизнеса. 

Также авторы уделили много внимания вопросу долгов, азартных игр и криминальных денег. Не обошли стороной вопрос планирования бюджета, налогов и способов защиты от мошенников.  

В конце книге есть специальный словарик с финансовыми терминами. Когда понадобится, он поможет освежить знания.

Чему учит: избегать долгов и зарабатывать деньги честным способом. Помогает определиться, каким способом зарабатывать деньги интереснее: работая по найму или на себя.

«Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка» — Сергей Бондаренко, Ирина Золотаревич

Как правильно привлекать деньги в дом

Как привлечь деньги реальными методами? Начать следует с нескольких простых шагов. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Начните делать их уже сейчас, чтобы приблизить нужный результат:

  • избавьтесь от хлама. Старые предметы, вышедшая из строя техника, чашки и блюдца с отбитыми краями, одежда с пятнами и катышками… Все это, складируясь в доме, блокирует новую финансовую энергетику. Избавляясь от хлама, вы создаете возможность для прихода в вашу жизнь чего-то нового. Специалисты по фен-шуй советуют прежде всего избавиться от ненужных бумаг, старых журналов и каталогов, исписанных блокнотов. Вынося из дома бумагу, вы должны представлять, как ее место займут новые купюры;
  • купите новый кошелек. Деньги придут, если вы заранее приготовите для них «жилье». Не экономьте: кошелек должен быть красивым, качественным, желательно сделанным из натуральной кожи. Сразу после приобретения положите в кошелек финансовый талисман фен-шуй — три монеты из желтого металла, перевязанные красной нитью. Покупать кошелек желательно в период растущей Луны в среду или в четверг;
  • подумайте о том, сколько хотели бы зарабатывать в месяц. Напишите эту сумму на небольшом листе бумаги и вложите в кошелек.

Финансовое планирование и контроль

Первым шагом в финансовом планировании является определение целей и создание бюджета. Ребенок должен четко понимать, сколько денег он хочет заработать и на что они будут потрачены

Важно обратить внимание на различные расходы, такие как закупка материалов, оплата услуг и реклама

Для эффективного контроля над финансами необходимо вести детализированную учетную запись всех доходов и расходов. Это поможет ребенку видеть, на что именно он тратит свои деньги и где возможно сэкономить. Полезно также установить определенные финансовые показатели, которые будут служить ориентиром для достижения поставленных целей.

Однако финансовое планирование и контроль не должны ограничиваться только анализом доходов и расходов. Ребенок также должен научиться управлять финансами, понимать основы налогообложения и организации бухгалтерии. Разработка этих навыков поможет ему в долгосрочной перспективе и даст представление о том, как управлять своими финансами в будущем.

Денежный поток

Игру создал один из самых успешных бизнесменов и инвесторов в мире — Роберт Кийосаки. Он же автор бестселлера «Богатый Папа, Бедный Папа». Кийосаки не раз отмечал, что многие люди не умеют ориентироваться в мире денег

Неважно, какой у вас оклад, если вы не научитесь обращаться с деньгами, то станете их рабами и будете работать не разгибая спины. Если же вы поймете, как заставить их работать на вас, то легко сможете управлять денежным потоком и обеспечить себе безбедную жизнь

Чему учит: разрабатывать стратегии грамотного инвестирования, управлять своим денежным потоком и контролировать его, выходить из «крысиных бегов» за несколько ходов и заставлять деньги работать на себя, мыслить, как профессиональный инвестор, видеть финансовые возможности.

Тоже есть несколько видов игры:

  • Для детей 6-10 лет.
  • Для детей от 10 лет.

Разновидности «Денежного потока»

Каждая версия не является дополнением к предыдущей, а представляет собой новую игру со своими задачами и возможностями. Исключение — «Денежный поток 202». Сегодня доступны следующие модификации.

Предназначена для людей, живущих по принципу «от зарплаты до зарплаты». Главная задача — поиск и анализ причин, приведших к такой ситуации, изучение азов управления финансами. В комплект входят 12 профессий и 175 игровых карточек. Доступные инструменты создания дополнительного дохода — ценные бумаги и недвижимость. Сама игра разработана на основе линейно растущего рынка.

Комплектация и задачи аналогичны первой версии. Но сам подход кардинально переработан: учитывается три вида состояния рынка — спокойный, возрастающий, убывающий. Опытные игроки рекомендуют провести несколько игр варианта 101, прежде чем приступать ко второму изданию.

В этой версии добавлены ещё 20 профессий и 150 игровых карточек. Уровень игроков прежний, но задачи несколько изменились — знакомство с принципами грамотного управления деньгами, изменение образа мышления, переход от работы по найму к самозанятости. Увеличен перечень возможностей дополнительного заработка — добавлены подработки, земельные спекуляции и автомобильные сделки.

Произошло разделение профессий по половому признаку, общее их количество — 64. Число карточек достигло 650. Исходные стартовые условия сохранены, цель — увидеть путь от бедности до финансовых вершин, попробовать развить бизнес и познакомиться с процессом создания большого капитала. Добавлена коррупционная составляющая.

Аудитория игры абсолютно иная — опытные бизнесмены, желающие глубже изучить кризисные ситуации и проработать варианты выхода. Рассматриваются всевозможные нюансы, позволяющие избежать поспешных решений в состоянии паники. Трудная ситуация в игре научит правильным действиям в реальности, позволив не только не потерять, но даже заработать.

Игра на компьютере полностью повторяет настольную. Партия возможна одиночная и в компании. Модификация для Android сохраняет структуру оригинала и также является бизнес-тренажером.

Версия для самых маленьких — с шести лет. Простые и понятные ситуации познакомят с основами экономики и научат распоряжаться деньгами.

Главная цель игры — сломать стереотипы и научиться думать как миллионер: количество усилий не равно количеству денег. Знакомство с финансовыми операциями, прокачка знаний в экономике и инвестициях, проработка кризисных моментов, изменение образа мышления — всё это возможно в доступной игровой форме и точно не пройдёт бесследно для начинающего инвестора.

Не обрезайте детям крылья!

Дети верят, что могут изменить этот мир, взрослые, более «побитые» и искушенные часто уже ни к чему не стремятся, но искра оптимизма находится во всех нас.

Наши дети не сомневаются, как мы. Они не страдают от страхов и неуверенности, которые часто возникают, когда мы становимся старше. Дети находятся в уникальном положении поистине верующих, без тени сомнения, что они могут осуществить свои мечты и сделать мир лучше. Ни в коем случае не чините им препятствия. Пусть они ошибутся, и больно упадут, но они должны ощутить это сами, прочувствовать и понять, двигаться им дальше или нет. Это их выбор, а не ваш. Вы можете помочь им сделать это, способствуя их независимости, стимулируя их чувство собственного достоинства и поощряя их творческие идеи на пути к процветанию. И тогда вашему малышу будет сопутствовать успех!

Почему нужно отдать ребенка на занятия по предпринимательству

Родители всегда хотят, чтобы их ребенок был первым среди лучших. Учеба в классической средней школе не уделяет достаточно внимания развитию личностных качеств детей в силу большого количества учащихся в одном классе. Если учитель попробует уделить одному ученику больше 2 минут, то ему не хватит времени урока, чтобы дать детям подготовленный материал.

Занятия в школе предпринимательства проводятся небольшими группами. Благодаря этому преподаватель может работать с учениками более персонально, раскрывая их сильные и слабые стороны. Уроки в бизнес-школе строятся вокруг развития личностных качеств, аналитического и критического мышления ребенка. Никто не запретит педагогу такой школы адаптировать учебный материал под конкретную группу детей, что в итоге приводит к таким результатам:

1. Развиваются самодисциплина и лидерские качества

Будущий предприниматель должен не только генерировать идеи, но и быть убедительным в их достижении. Самодисциплина становится ключом к успеху, потому что человек, который сам выполняет то, чего требует от других, всегда найдет единомышленников и деловых партнеров.

Развить в ребенке качества лидера помогают именно занятия в школе предпринимательства, где дети в игровой форме выполняют разные задания. Став капитаном небольшой команды, ребенок учится принимать ответственные решения, отвечать за достигнутый результат и анализировать собственные ошибки.

2. Ребенок учится коммуникации с разными людьми

Умение общаться с другими людьми – неотъемлемое качество любого бизнесмена. Обучение в бизнес-школе раскрывает способности ребенка к общению со сверстниками, родителями или просто взрослыми людьми. Человек, который еще на школьной скамье научится убеждать других в правильности своих действий, сможет достичь любой поставленной цели. Он обеспечит себя внешней поддержкой, которая порой дороже денег.

3. Развивается критическое мышление

Умение всесторонне оценивать и анализировать окружающий мир, а затем на основе логических рассуждений выстраивать план действий помогает решать многие жизненные задачи. Чем раньше ребенок научится мыслить критически, тем быстрее он будет адаптироваться в любых новых условиях. Став старше он будет видеть новые возможности там, где его одноклассники по средней школе будут рефлексировать и теряться. Правильно применив знания, полученные в школе предпринимательства, он сможет извлечь выгоду даже в условиях нестабильной мировой или государственной экономики.

4. Ребенок учится грамотному планированию

Родители не всегда могут донести до сына или дочери необходимость планировать свои действия наперед. Однако в атмосфере конкуренции и соперничества, видя, что организованность помогает добиться похвалы от учителя, ребенок начинает уделять больше внимания планированию. Умение правильно расставлять приоритеты и рассчитывать время поможет ему и в обычной школе, потому что вовремя сделанная домашняя работа повышает успеваемость. Если ребенок грамотно планирует свои дела, то у него всегда хватит времени и на учебу, и на спортивные секции, и на компьютерные игры.

5. Появляется осознанное понимание общих законов мира

Понимание того, по каким законам живет окружающий мир, приходит не с возрастом, а с накопленным опытом. Чем раньше ребенок начнет осознавать, что все вокруг подчиняется определенным правилам, которые выходят далеко за рамки его сегодняшних занятий и окружения, тем лучше он будет подготовлен к самостоятельной жизни после окончания средней школы. Личная независимость всегда обуславливается тем, насколько легко мы вписываемся в окружающее общество. Ребенок с развитыми лидерскими качествами и пониманием основных экономических процессов сможет легко найти работу, которую без труда будет совмещать с дальнейшим образованием.

Начальное и среднее образование детей должно охватывать максимально широкий поток информации. Далеко не все полученные знания будут использованы сегодняшними школьниками в будущем, но именно их разнообразие поможет выбрать подходящую профессию. В этом плане дополнительные занятия в школе предпринимательства станут весомым плюсом, который возможно определит дальнейшую судьбу вашего сына или дочери.

Стартап

Если в остальных играх у вас на старте есть хоть что-то, то в этой игре вы начинаете с нуля. Задача игрока вывести свой стартап на прибыльные обороты. По пути его ждет все то же, что и в жизни. Нехватка ресурсов и времени, авралы, неожиданные проблемы и жажда победы. Игра веселая и очень динамичная, в ней начинающего бизнесмена ждут типичные неудачи, неожиданные проблемы, самые разные подвохи и форс-мажоры.

Чему учит: игра в первую очередь тренирует навыки общения, чтобы добиться в этой игре успеха, необходимо стать настоящим дипломатом. К тому же игра привлекательна тем, что учит, как из идеи сделать средство заработка. Пройти весь путь от начала до конца и при этом быстро реагировать. Прекрасно подготовит ребенка к реалиям жизни.

Игра для детей от 12 лет

Как начать собственный бизнес для ребенка 11 лет

Если ваш ребенок проявляет интерес к бизнесу и хочет попробовать создать свой собственный проект, то вам стоит поддержать его и помочь в этом. Начать собственный бизнес в таком молодом возрасте может быть захватывающим и обучающим опытом, который поможет развить у ребенка основные навыки предпринимательства и финансового планирования.

Вот несколько шагов, которые помогут вашему 11-летнему ребенку начать собственный бизнес:

1. Идея бизнеса

Совместно с ребенком обсудите идеи для его будущего бизнеса. Может быть, он хочет продавать свои рисунки или ручные работы, предлагать услуги садовника или даже создавать свой веб-сайт. Помогите ему определить, что его действительно интересует, и на что у него есть способности.

2. Бизнес-план

Создание бизнес-плана поможет ребенку структурировать свои идеи и понять, что требуется для реализации его бизнеса. Помогите ребенку написать простой бизнес-план, который включает в себя описание его продукта или услуги, целевую аудиторию, стоимость и план маркетинга.

3. Финансовое планирование

Разработайте вместе с ребенком план финансового управления его бизнесом. Помогите ему определить начальные инвестиции, стоимость материалов и оборудования, а также расчет прибыли и издержек. Учите ребенка быть ответственным с деньгами и следить за бухгалтерией.

4. Реклама и продвижение

5. Управление временем

Одним из важных навыков, которые ребенок приобретет в процессе ведения собственного бизнеса, является управление временем. Помогите ему создать расписание работы, установить приоритеты и научиться эффективно распределять задачи.

Запуск и ведение собственного бизнеса может быть отличной возможностью для вашего 11-летнего ребенка научиться таким навыкам, как ответственность, творчество, управление временем и финансовым планированием. Помогите ему в этом процессе, поддерживайте и восхваляйте его достижения, и ваш ребенок сможет сделать первые шаги к предпринимательскому успеху.

Букет из денег

Можно сделать подарок из денежных купюр на день рождения в виде букета. Такой презент больше подойдет для женщины.


Букет из денег на день рождения

Самым простым способом является тот, при котором стебли живых цветов обматываются купюрами. Перед этим стебли следует вытереть, купюры скрепляются при помощи скотча или клея

Крепить края надо с осторожностью, чтобы потом банкноты не повредились

Из денег делают также и сами цветки. Если вы умеете делать хоть один вид цветов из обычной бумаги (розы, тюльпаны), то это не будет для вас проблемой. Если же нет, то можно посмотреть видео по изготовлению таких денежных цветков. Хочется сразу предупредить, что купюры при этом сильно мнутся и могут порваться. Лучше использовать ненастоящие деньги, которые легко приобрести в любом сувенирном магазине, а конверт с настоящими деньгами вложить в сам букет.

Денежный поток

Игру создал один из самых успешных бизнесменов и инвесторов в мире — Роберт Кийосаки. Он же автор бестселлера «Богатый Папа, Бедный Папа». Кийосаки не раз отмечал, что многие люди не умеют ориентироваться в мире денег

Неважно, какой у вас оклад, если вы не научитесь обращаться с деньгами, то станете их рабами и будете работать не разгибая спины. Если же вы поймете, как заставить их работать на вас, то легко сможете управлять денежным потоком и обеспечить себе безбедную жизнь

Чему учит: разрабатывать стратегии грамотного инвестирования, управлять своим денежным потоком и контролировать его, выходить из «крысиных бегов» за несколько ходов и заставлять деньги работать на себя, мыслить, как профессиональный инвестор, видеть финансовые возможности.

Тоже есть несколько видов игры:

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения — излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Возможности и риски

Я нарочно не употребляю заезженные термины «преимущества и недостатки» или «плюсы и минусы». Ведь если человек начал задумываться, как можно заработать в домашних условиях,

значит, он ищет новые возможности для творческой самореализации и повышения качества жизни.

  • Первая возможность, которую дает фриланс – свобода от офисной рутины. Однако существует риск расслабиться, откладывать несрочные заказы на потом и в результате не успеть к дедлайну. Это недопустимо. Это непрофессионально. Чтобы не поддаваться лени, ежедневно мотивируйте себя. Внушите себе мысль о том, что Вы – классный специалист, о котором, правда, еще мало знают заказчики. Убедите себя, что самодисциплина — основной двигатель Вашего профессионального роста (да что убеждать, так оно и есть!) и без нее любой талант может сойти на нет.
  • Вторая возможность: огромное количество разнообразных вакансий, среди которых вы находите работу по душе. Риск – работе мечты не соответствует уровень образования или основной специальности. Но это – самый незначительный из рисков, поскольку всегда есть возможность радикально изменить профессию.
  • Третья возможность – составление графика работы под себя. Но и здесь преследует риск составить его слишком уж лояльно.
  • Четвертая – получение заказов с достойной оплатой за работу. Риск – с первых же дней гоняться за сложными дорогостоящими заказами, можно не справиться с заданием и потерять рейтинг, еще толком и не наработав его.

Каждый человек хотя бы раз в жизни играл в настольные или карточные игры. Иногда для большего интереса можно делать ставки на победу. Использовать настоящие деньги рискованно, и в такие моменты на выручку приходит ненастоящая валюта. Обычно она идет в комплекте с игрой, но можно использовать и самодельные купюры. Осталось найти ответ на вопрос: «А как сделать деньги из бумаги?»

Основные понятия финансовой грамотности

Основными понятиями финансовой грамотности являются актив, пассив и денежный поток. А также плохой долг и хороший долг.

Активы – это то, что приносит деньги в ваш бюджет. Или то, что в будущем при продаже принесет доход. Например, недвижимость, акции, паи в ПиФ, депозиты в банке, имущество, сданное в аренду и т.д..

Пассивы – это то, что вынимает деньги из вашего кармана. Например, дом, в котором вы живете; автомобиль, на котором ездите; банковские кредиты, за которые вы выплачиваете проценты и т.п.. Другими словами, это то имущество, за пользование которыми приходится вкладывать денежные средства.

Денежный поток – это разница между активами и пассивами. То есть, из совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за месяц. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым. Финансово грамотный человек всеми силами будет стремиться сократить пассивы, а активы, наоборот, увеличить, так как он уверен, что именно активы способны сделать его богатым.

Существует три вида доходов:

  • заработанный – это денежные средства, получаемые за выполнение определенных работ (основной вид заработка населения).
  • «портфельный» — это доход, полученный от разных акций, облигаций, ценных бумаг и т.д..
  • пассивный – это доход, полученный от имеющихся в наличии пассивов. Например, от квартиры, сданной в аренду и т.п..

Как ни странно, но долги тоже имеют свою классификацию. Как в своих книгах писал Р.Киосаки, есть плохой долг и хороший долг.

Плохой долг – это когда ты платишь по своим обязательствам. Например, ипотека на жилплощадь, в которой ты живешь.

Хороший долг – это когда кто-то другой платит по твоим обязательствам. Например, квартира, взятая на ипотеку и сданная другим людям в аренду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заработок в Интернете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: