Почему продуктовые карточки это плохо?

Как в развитых странах: что мешает ввести продуктовые карточки для бедных?

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее — поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо — довольно дорогой продукт.

Законодательные нормативы

Поскольку правильный расчет стоимости минимального продуктового набора напрямую влияет на целый ряд статистических показателей, им занимаются специалисты из Росстата. Перерасчёт стоимости производится ежеквартально, с учётом реальных изменений цен на потребительские товары за истёкший срок.

В 2012 году законодательство №44 было автоматически аннулировано, в связи в вступлением в силу ФЗ о потребительской корзине №227. Данный закон регламентировал принципы вычисления её стоимости и комплектации. Также в нём прописан перечень основных продуктов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. В ст. №2 ФЗ №227 указан размер потребления в килограммах на одного человека разного возраста.

«Нельзя недооценивать риск»

Экономист, глава направления стратегического и макроэкономического анализа в аудиторско-консалтинговой компании «ФБК Грант Торнтон» Игорь Николаев считает, что риск от введения карточной системы весьма велик. И при его принятии следует учитывать реакцию потребителей.

«Да, есть такая идея, её уже и в Госдуме озвучивали. Совершенно правильно делается отсылка к тому, что в США уже давно существуют food stamps (продовольственные талоны. — Прим. «Секрета»). В принципе ничего страшного нет, если появится ещё один канал помощи самым малоимущим. Но тут есть очень важный психологический фактор, которого нет за рубежом. Но в России он очень важен. Потому что это будет воспринято как «вот, дошли до продовольственных талонов». Люди зрелого возраста помнят и 90-е годы, и послевоенные годы. И невозможно представить, что через много лет мы вновь к этому придём», — заявил Николаев.

Он отметил, что современная экономика — это «экономика настроений». И введение карточек общество воспримет как серьёзнейший сигнал о том, что «всё очень плохо».

«И этот нематериальный фактор не стоит недооценивать. Если мы дошли до талонов, то потребительское поведение будет диктовать необходимость закупаться. А это повышенный спрос, это стимулирование инфляции. С одной стороны, закупиться всем необходимым, с другой — перестать тратить деньги и начать экономить. И получается палка о двух концах: не будет экономического роста — не будет и возможности помогать малоимущим», — добавил эксперт.

Николаев напомнил, что в США food stamps существуют уже много десятилетий. Но в России введение продуктовых талонов наверняка, по его мнению, будет иметь негативные последствия.

Маркировка никотинсодержащей продукции

Финал эксперимента по маркировке никотинсодержащей продукции был запланирован на 2023 год. Однако проект был завершён досрочно из-за необходимости установить контроль над рынком электронных сигарет и облегчить для надзорных служб поиск организаций, продающих вейпы несовершеннолетним.

Изменения коснутся оптовых и розничных продавцов, которые работают со следующим перечнем продукции:

ТН ВЭД ЕАЭС ОКПД 2
Жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования 2404 12 000 0 2404 19 000 9 12.00.19.500 12.00.19.900
Табачные изделия, предназначенные для потребления путём нагревания 2403 99 900 8 2404 11 000 9 2404 11 000 1 12.00.19.100 12.00.19.900
Курительные смеси для кальяна, не содержащие табак 2404 11 000 9 2404 19 000 1 12.00.19.500

https://youtube.com/watch?v=3_T6OBh1xew%26pp%3DygU90JrQsNGA0YLQvtGH0LrQuCDQvdCwINC10LTRgyDQsiDQoNC-0YHRgdC40Lgg0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgw%253D%253D

Есть ли альтернатива?

Хоть об этом известно не очень широко, в ноябре прошлого года в России таки ввели продуктовые карточки. Их раздают в 3 регионах России (Ростовская и Владимирская области и Санкт-Петербург), и получают их всего около тысячи семей – семьи с детьми и те, кто пострадал от COVID-19. Однако это не совсем государственная программа – проект запустил благотворительный фонд «Русь» вместе с ОНФ и сетью магазинов «Магнит». И как раз в приложение сети «Магнит» эти карточки интегрированы – на них семьи получают 1000 бонусов каждый месяц, потратить которые можно лишь на товары первой необходимости.

Но это лишь один наполовину частный проект, который вряд ли сможет хотя бы как-то повлиять на уровень бедности в стране.

Однако в России уже достаточно долго существует другая программа, направленная на адресную помощь малоимущим. Это программа социальных контрактов, которые работают примерно так:

  • с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, администрация города заключает социальный контракт;
  • по контракту семья обязуется делать что-то, что выведет ее из этого положения – например, глава семьи найдет работу, запустит свое дело или пойдет учиться;
  • за это семья получает помощь от государства. Чаще всего это денежные выплаты в размере прожиточного минимума, но вообще условия контрактов могут быть очень гибкими – и кто-то вполне сможет получать помощь в виде продовольствия.

Основная цель социальных контрактов – не помочь семье на короткий период времени, а вывести ее на стабильную финансовую траекторию. К тому же, это возможность получить от государства максимум помощи – по социальному контракту можно получать выплаты одновременно с пособием по безработице или даже после трудоустройства (пусть и не очень долго). А некоторым семьям государство помогает купить все необходимое для старта бизнеса – например, поголовье животных для своей фермы, и т.д.

Кроме того, в финансово «стабильных» регионах власти готовы помогать с продуктами малоимущим и без карточной системы – например, в Москве можно получить такую помощь именно по городской программе. Увы, большинству регионов России такие программы не по бюджету.

Опыт СССР и зарубежных стран

Распространение «карточек для бедняков» – вовсе не инновационное решение для кризисной экономики. Можно говорить, что в Россию продуктовые карточки возвращаются – подобная система уже действовала в СССР.

Продуктовые карточки в СССР появились вместе с самим СССР – в 1917 году. Талонная система оплаты вводилась периодически, но связано это было вовсе не с повальной нищетой россиян (как сейчас), а с постоянными кризисами снабжения. Многие из продуктов в Советском Союзе признавались дефицитными – получить их удавалось только при наличии специального талона и только в ограниченном количестве (во избежание спекуляции). Пика талонная система в СССР достигла в период 1988 — 1991 гг., когда граждане не могли приобрести ни сахар, ни подсолнечное масло. С 1992 года продовольственные сертификаты стали исчезать ввиду распространения свободной торговли.

Но талонная система – отнюдь не пережиток прошлого. В нынешние времена практика предоставления малоимущим гражданам продовольственных сертификатов применяется во всём мире – в том числе в развитых странах.

  • В США малообеспеченные граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет, ежемесячно получая примерно по 115 долларов на человека. Американцы считают такую систему справедливой и отказываться от неё не собираются.
  • В Великобритании талонная система вводилась после Второй Мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году.
  • На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове Свободы «дышит на ладан». Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.

Продовольственные сертификаты внедряли и в современной России – на региональном уровне.

И эксперты рынка, и рядовые граждане в большинстве своём относятся к идее возродить в России систему продуктовых карточек для пенсионеров и других граждан, нуждающихся в материальной поддержке, положительно. Это подтвердил опрос, организованный ВЦИОМ: почти 80% респондентов высказались «за». Но если идея внедрить в экономику аналог талонной системы так хороша, с какой стороны ни посмотри, почему же Минпромторг медлит с её реализацией? Ответ на этот вопрос прост: государство пока не может найти деньги в количестве, достаточном для воплощения идеи в жизнь. По предварительной оценке, понадобится почти 70 млрд. рублей – отыскать такую сумму в стране с кризисной экономикой, увы, крайне проблематично.

Отличия от прожиточного минимума

Потребительская корзина Российской Федерации не является тождественным показателем благосостояния населения, хотя предел прожиточного минимума приближается к этой величине. Прожиточный минимум выражается в денежном эквиваленте и устанавливает определенную сумму денег, необходимую для удовлетворения его жизненных потребностей. Помимо набора продуктов питания, в него входят различные непродовольственные виды и необходимые услуги.

Величина прожиточного минимума в России в 2023 году составляет.

  1. На душу населения — 14. 375 руб.
  2. Для трудоспособного населения — 15, 669 руб.
  3. Для пенсионеров — 12, 363 руб.
  4. Для детей — 13, 944 руб.

Таким образом, минимальная потребительская корзина включается в более широкое понятие «оплачиваемая жизнь». Помимо чисто обычных потребностей в пище, сюда входят расходы на одежду, коммунальные услуги, общественный транспорт, социальные и культурные блага и т.д. Прожиточный минимум рассчитывается как сумма всех расходов на питание, услуги и базовые потребности.

Расчет стоимости корзины потребительских товаров, в совокупности с другими факторами, позволяет определить

  • минимальный размер дохода, необходимый для жизни граждан Российской Федерации.
  • Изменения социально-экономических тенденций в лучшую или худшую сторону.
  • Определение минимально допустимой величины прожиточного минимума и необходимой цены социальных пособий.
  • Сравнение фактического прожиточного минимума в различных регионах страны.
  • Получение сравнительных данных с социально-экономической ситуацией в других государствах.

Какие карты для путешествий лучше взять с собой за границу

  1. Во время путешествий вам пригодятся: зарубежная дебетовая банковская карта и кредитная карта VISA или MASTERCARD.
  2. Лучше взять в путешествие несколько карт на случай кражи или утери одной из них.
  3. Дебетовая карта должна быть привязана к нужному валютному счету, чтобы уменьшить потери при конвертации.
  4. Снимать наличные лучше с дебетовой карты без процентов.
  5. Кредитная карта пригодится в случае утраты основной дебетовой, для аренды автомобиля, жилья за границей, оплаты покупок в рамках льготного периода.
  6. На карту должен начисляться кэшбек и % на оставшиеся деньги.
  7. К премиальной карте идёт бесплатное страхование для нескольких человек и Priority Pass или Lounge Key для посещения бизнес-залов.

Что предлагает законопроект о введении продуктовых карточек

Новости о том, что пенсионерам начнут выдавать продуктовые карточки с 1 марта 2022 года не соответствуют действительности. В самом законопроекте №1126727-7 указан следующий срок его вступления в силу — 1 января 2022 года. Очевидно, что к 1 марта закон не примут, так как пока он рассматривается Советом Госдумы. Кроме того, есть серьезные вопросы по его содержанию и он предполагает оказание помощи не только пенсионерам.

Что предлагается в законопроекте:

  • ввести новый вид государственной социальной помощи — адресную продовольственную поддержку (термин «продовольственные карточки» не используется);
  • она будет оказываться всем семейным или одиноко проживающим гражданам старше 18 лет, у которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума трудоспособного гражданина или пенсионера (для пенсионеров) в целом по РФ;
  • помощь предполагается оказывать, перечисляя определенную сумму до одного регионального прожиточного минимума на специально открытую для этого карту «Мир»;
  • потратить деньги можно будет только на продовольственные товары, произведенные в РФ, за исключением алкоголя и сигарет, в течение 30 дней с момента их получения;
  • неистраченные средства возвращаются государству, которое спонсирует программу из федерального бюджета;
  • обратиться за помощью можно будет неограниченное количество раз, но необходимо делать перерыв в 30 дней.

Перспективы принятия законопроекта

Сама возможность, что продуктовые карточки для пенсионеров в 2022 году уже появятся, не исключена. Идею поддержали некоторые депутаты и экономисты, представители ЛДПР предложили выдавать сертификаты не только на продукты, но и на лекарства. Но текст этого конкретного законопроекта спорный.

Он уже разработан фракцией Справедливая Россия и внесен в Госдуму в марте 2021 года. Законопроект ЛДПР №1067795-7 был отклонен потому, что его назвали декларативным и бланкетным, отсылочным. То есть, в нем не было конкретных норм, а только отсылки к будущим методикам и положениям, которые предстояло разработать Правительству.

Эти проблемы остались и в законопроекте Справедливой России №1126727-7. Так, в нем нет ответа на вопрос, как получить продуктовую карточку, в каком порядке, какие документы нужны для этого, указано только, что заинтересованный гражданин предоставляет заявление, в том числе, с использованием Госуслуг и МФЦ. Сумма помощи тоже определена примерно «до одного прожиточного минимума».

Заключение Правительства по законопроекту о продуктовых карточках

Уже есть заключение Правительства, которое играет ключевую роль в рассмотрении любого законопроекта. Правительство законопроект №1126727-7 не поддержало, указав на его следующие недостатки: не определены однозначно категории получателей помощи, ее размер, механизм контроля, порядок ее предоставления и источники финансирования.

Вывод. Продуктовые карточки в России — это правда или фейк? Это не фейк, подобные инициативы прорабатываются, но об их введении говорить преждевременно.

Между тем идея продуктовых карточек нашла применение в регионах. Она рассматривалась в Новосибирске, а в Краснодарском крае выдают хлебные карточки арендодателям земельных паев, доставшихся в наследство от колхозов, в счет арендной платы.

«Только скажут спасибо»

Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович настроен более оптимистично по поводу восприятия карточек в общественном сознании.

«Это надуманная проблема. Поверьте мне, те, кто будет получать эти карточки, будут только благодарны и скажут спасибо. Над этой проблемой думает высокодоходное население. В конце концов, есть другие манёвры — можно снять с малоимущих людей налоги. Почему медсестра из глубинки, получая минимальный МРОТ в размере 13 000 рублей, должна ещё платить 13% с неё?» — заявил «Секрету» Остапкович.

Он полностью согласился с представителем РАН Гринбергом в том, что подобный манёвр надо осуществлять. Более того, по его мнению, Россия готова к нему.

«Можно назвать не карточками, можно назвать сертификатами. Я понимаю, что у нас есть историческая память, и если сейчас петербуржцам раздать карточки, то некоторые начнут вспоминать окончание истории Советского Союза. Но сейчас одна из основных задач, которую определил президент, — это борьба с бедностью», — отметил Остапкович.

Он добавил, что для бедных россиян одна из основных проблем — это продовольственная инфляция. Поэтому экономист не видит никаких проблем в раздаче продовольственных карточек или сертификатов для бедных слоёв населения.

«Теперь Минфин должен определить, какое именно пособие должны получить люди с маленьким доходом. К этой категории я прежде всего отношу тех, кто получает ниже прожиточного минимума. А это порядка 17 млн людей, включая детей. Вот эти семьи с низкими доходами, по моему мнению, надо обеспечить этими карточками. Но какая именно сумма, должны определить Минфин и правительство», — указал эксперт.

По данным экономиста, сейчас в правительстве обсуждаются суммы до 10 000 рублей в месяц, но такой нагрузки бюджет точно не выдержит. Речь может идти о сумме в 1500–2000 рублей в месяц. Даже такая сумма станет помощью для малоимущих россиян.

«Нужно будет на помощь людям выделить из бюджета порядка 350 млрд рублей в годовом интервале. На эти деньги сельское хозяйство должно будет увеличивать объём продукции, перевозчики должны будут перевозить грузы, будут создаваться новые рабочие места. Внедрение этих карточек даст прирост ВВП примерно на 0,3–0,5%. Но это вопрос принятия политического решения», — сказал Остапкович.

Почему важно знать, насколько выросли цены на продукты

О том, насколько важно планировать семейный бюджет, я могу рассказывать бесконечно:) Только так можно отложить деньги на крупные покупки и сформировать подушку безопасности. Знаю, что многие записывают все свои расходы

Но этого недостаточно. Расходы нужно ПЛАНИРОВАТЬ. На месяц и год вперед. Чтобы понимать, сколько денег вам понадобится в будущем. И искать источники дополнительного дохода, если ваш план показывает, что в свой бюджет вы не укладываетесь. Ну, или где-то затянуть потуже пояс:)

Знаю, что многие записывают все свои расходы. Но этого недостаточно. Расходы нужно ПЛАНИРОВАТЬ. На месяц и год вперед. Чтобы понимать, сколько денег вам понадобится в будущем. И искать источники дополнительного дохода, если ваш план показывает, что в свой бюджет вы не укладываетесь. Ну, или где-то затянуть потуже пояс:)

Уже много лет я не просто фиксирую расходы моей семьи, а планирую семейный бюджет на месяц и год вперед

И для прогноза мне важно знать сумму будущих расходов

https://youtube.com/watch?v=77dyNIJ7OOE%26pp%3DygU90JrQsNGA0YLQvtGH0LrQuCDQvdCwINC10LTRgyDQsiDQoNC-0YHRgdC40Lgg0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgw%253D%253D

Талоны на еду – это хорошо или не очень?

В основном идеи начать раздавать малоимущим продукты просто так исходят от Минпромторга и не просто так – в ведомстве таким способом намерены решить сразу две проблемы: уменьшить бедность (люди получат продукты просто так) и поддержать производителей и розницу (ведь за продукты все равно заплатит государство). То есть, так власти просто заменят программы прямых выплат населению, которые практикуются в некоторых странах мира.

Но мнения касательно этой программы достаточно сильно разделились – еще в 2017-м многие считали, что проблемы возникнут как на стадии выбора источников финансирования программы, так и по части логистики. А чтобы ограничить выбор товаров, которые можно покупать по продуктовым карточкам, придется серьезно интегрироваться в информационные системы торговых точек (иначе россияне найдут способ спустить все деньги на нецелевые расходы).

В 2021-м же основной проблемой стала инфляция, и о продуктовых карточках снова заговорили. Эксперты предупреждают – с учетом нынешнего роста цен зима ожидается сложная, особенно для тех, кто живет на доходы ниже прожиточного минимума. И введение талонов, карточек или любых других адресных субсидий на продукты стало бы хорошей поддержкой для россиян. С другой же стороны, это большая масса «новых» денег в обороте – что приведет к росту инфляции.

Так чего же больше в продуктовых карточках – пользы или вреда? Попробуем собрать их плюсы и минусы.

Достоинства Недостатки
  • возможность более-менее адресно помочь тем, кто не в состоянии купить продукты;
  • поддержка отечественного производителя и торговых сетей;
  • возможность по максимуму использовать технологии – сделать карточки электронными или внедрить их в программы лояльности магазинов;
  • возможность привязать программу к картам «Мир», на которые приходят пособия и пенсии;
  • снижение уровня бедности.
  • большие расходы со стороны государства – это примерно как ввести еще одно пособие на детей;
  • механизм выдачи карточек, скорее всего, будет забюрократизирован и излишне усложнен (иначе нельзя выделить тех, кто нуждается в помощи);
  • многие из реально нуждающихся могут «выпасть» из программы, не имея официальной работы или не проходя по «правилу нулевого дохода»;
  • большие сложности по подключению программы к торговым сетям;
  • сложно все это организовать в условиях пандемии;
  • дополнительные деньги в обороте (пусть и безналичные) приведут к ускорению инфляции;
  • негативные ассоциации со сложными временами в 90-е годы.

Вероятно, из-за дороговизны и сложности подобные программы до сих пор не удавалось запустить в России – при том, что инициатива Минпромторга от 2017 года была уже очень серьезно проработана. И если технические вопросы можно достаточно легко решить с помощью Госуслуг, карт «Мир» и СБП, то где взять огромные деньги на программу в условиях напряженного федерального бюджета (и хронически дефицитных местных бюджетов) – неизвестно.

Что сейчас происходит с банками в России

Основной удар по банкам России был нанесен еще весной 2022 года. Самые распространенные международные платежные системы Visa и Mastercard приостановили работу в нашей стране. С тех пор карты этих систем, выданные российскими банками, работают исключительно внутри страны, за границей же они бесполезны.

Аналогичная ситуация с картами японской платежной системой JCB. Она не очень распространена у нас, поэтому её уход прошел не так заметно.

🟢 Пока не отвернулась от российских банков китайская платежная система UnionPay. Также у нас имеется своя собственная система МИР, работающая с банками дружественных стран. Но все-таки эти две системы по своему покрытию не могут сравниться с Visa или Mastercard. Какие у них возможности на данный момент – читайте далее. Также в статье расскажем про альтернативные способы оплаты за границей, доступные для россиян, и поделимся личным опытом.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Что за талоны предлагают ввести

Борьба с бедностью – ключевая национальная цель в России на ближайшие несколько лет, и большая часть усилий властей так или иначе призваны повышать уровень жизни населения. Получается, правда, не очень хорошо – стартовав с 13,2% россиян, живущих за чертой бедности, в 2019 году, сейчас уровень бедности уменьшился аж до 13,1%. При этом наравне с вполне современными способами повышать доходы (вроде детских выплат), периодически звучат идеи вернуть в практику продуктовые талоны.

Например, совсем недавно это предложил Валерий Миронов – главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» Высшей школы экономики. По его словам, центральные банки «вбрасывают» в экономику слишком много денег, от чего растут цены на все товары, включая продовольствие. И поэтому было бы правильным ввести продовольственные талоны для самых бедных слоев населения. И это в любом случае лучше, чем просто раздавать деньги.

Инфляция в России, действительно, зашкаливает – она уже вплотную подобралась к 8% в годовом выражении, что будет ровно вдвое выше цели, которую ставил Центробанк.

Однако призывы оказывать продовольственную помощь малоимущим россиянам звучат и от представителей властей. Так, буквально сейчас стало известно, что до 1 ноября сразу три ведомства (Министерство экономики, Министерство сельского хозяйства и Минпромторг) должны будут подготовить предложения, как они могут бороться с инфляцией. И под первым же пунктом значится «проработать запуск программы продовольственной помощи для малоимущих граждан».

И это уже далеко не первая подобная инициатива:

  • в 2017 году Минпромторг предлагал ввести специальные карты, на которые будут зачисляться бонусы или баллы на покупку продуктов. На эти цели хотели выделить астрономические (по меркам такого проекта) 300 миллиардов рублей, причем каждый месяц россияне получали бы на такую карту около 1500 рублей. Эти карточки, как предполагалось, можно было бы «отоваривать» – покупать на них мясо, рыбу или овощи. Тогда идею поддерживали даже на уровне правительства, Минпромторг даже разработал порядок расчета доходов граждан, а запустить все это хотели уже с 2018 года. Почему это не получилось (при том, что с бюджетом тогда проблем не было) – до сих пор непонятно;
  • в конце 2020 года тот же Минпромторг хотел ввести потребительские сертификаты для людей с доходами ниже прожиточного минимума, по которым те могли бы получать адресную помощь. Сертификаты хотели привязать к картам «Мир», а тратить деньги по ним разрешили бы только на продукты. Но и эта программа в итоге так ни к чему не привела.

Пока же власти предпочитают бороться с причиной инфляции, а не с ее последствиями – работая с производителями и ритейлерами, вводя экспортные пошлины и квоты, и активизируя проверки по линии антимонопольной службы.

В то же время продуктовые карточки продолжают ассоциироваться у россиян с не самым благоприятным периодом в истории России.

Талоны изобрели не в СССР

Карточная система снабжения населения товарами считается одним из способов рационально распределять блага среди нуждающихся. Прообраз такой системы существовал еще в Древнем Риме, но в более-менее современном виде она появляется во времена Первой Мировой войны. В этот период продовольствие через карточки распределяли все стороны – это было в США, в Германии и даже в Царской России (ведь нужно было снабжать 15-миллионную армию).

Чуть позже карточную систему начинает применять Временное правительство – после введения «хлебной монополии» и из-за бесконтрольной печати денег население могло получать продовольствие только через карточки. Не смогла отказаться от карточной системы и молодая Советская Россия – отменить их смогли только к 1921 году с переходом к НЭПу.

Тем не менее, распределять продовольствие по карточкам пришлось и с 1931 по 1935 годы, потом с 1936 по 1937 и с 1939 по 1941 годы СССР накрывали новые кризисы снабжения, голод в отдельных регионах, и… возрождение карточной системы, на этот раз их вводили на местах.

В годы Второй Мировой войны продуктовые карточки были в обращении во всех участвующих странах – и в СССР, и в Германии, и даже в США (которые максимум доступных ресурсов отправляли на фронт, оставляя внутри страны минимум). В СССР отменить карточки смогли только в декабре 1947 года. В других странах талоны существовали и дальше – в Чехии, Великобритании, Японии и Израиле в сложные годы так обеспечивали население продуктами.

Но самый известный период продуктовых карточек начался в СССР после старта Перестройки. Из-за отмены государственной монополии на экспорт и перехода предприятий на принципы хозрасчета внезапно оказалось, что денег в стране намного больше, чем товаров. И, хотя первые талоны ввели еще в начале 1980-х (чтобы хоть как-то уравнять снабжение Москвы и провинции), в основном талонная система стала внедряться только в 1989 году. С ее помощью советские власти пытались обуздать тотальный дефицит поставок – чтобы купить что-то в магазине, нужно было не только заплатить за товар, но и предъявить выданный в ЖЭКе талон с печатью.

Талонная система просуществовала до 1992 года, после чего в ней пропал смысл – цены «отпустили», и они тут же пришли в равновесие со спросом и предложением (по факту для населения это выглядело как гиперинфляция).

Кстати, подобная система до сих пор существует в США – на протяжении уже 50 лет граждане получают финансовую помощь от государства, сейчас она приходит на специальные карты. Каждый месяц житель США с доходами ниже тысячи долларов получает на карту около 126 долларов – и таких в стране около 44 миллионов человек.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы «Зеленая корзина».
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

«Честный ЗНАК» на «Озон» и других маркетплейсах: что изменится в работе онлайн-площадок в 2023 году

Постановление Правительства РФ признает маркетплейсы полноправными участниками оборота маркированной продукции. С 1 марта 2023 г. «Озон», «Вайлдберриз» и другие онлайн-площадки несут ответственность за продажу товаров, прослеживаемых через «Честный ЗНАК», без кодов маркировки.

Маркировать продукцию по-прежнему должны производители и импортеры. Но данные о продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке, через маркетплейс должна передавать в «Честный ЗНАК» онлайн-площадка. При несоблюдении этих требований предусмотрена административная ответственность в виде штрафа размером до 300 тыс. руб.

https://youtube.com/watch?v=f6Sr0dZd4tE%26pp%3DygU90JrQsNGA0YLQvtGH0LrQuCDQvdCwINC10LTRgyDQsiDQoNC-0YHRgdC40Lgg0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgw%253D%253D

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Действующая в России система расчета потребительской корзины, считают опрошенные DW эксперты, не позволяет россиянам сохранить здоровье, ЗАТО выгодна властям.

С 1 января 2020 года расчетная стоимость потребительской корзины в среднем по России составит 11,2 тысячи рублей в месяц.

Одна половина — 5,6 тысячи — это расходы на продовольствие, вторая — на непродовольственные товары и услуги, соответственно, по 2,8 тысячи рублей.

Две половины одной потребительской корзины

Действующая модель потребительской корзины была принята в 2013 году.

Состав ее продовольственной половины четко регламентирован и включает в себя список продуктов питания, объемы которых рассчитаны на год для четырех категорий — для всего населения в среднем, для трудоспособных граждан, для пенсионеров и для детей. Стоимость потребительской корзины равна величине прожиточного минимума, который утверждается раз в квартал.

  • В московском супермаркете
  • Продовольственная часть корзины состоит из одиннадцати позиций: хлебобулочные изделия, картофель, овощи, фрукты, сахар и кондитерские товары, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло и прочее (соль, чай, кофе, какао, специи).

Вторая половина корзины — непродовольственные товары и услуги — высчитывается так называемым досчетным способом: четкого списка непродовольственных товаров и услуг нет, но есть денежная сумма, которую предполагается на них потратить. И эта сумма должна быть равна стоимости продовольственной части.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заработок в Интернете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: