Любовь Смоляр
Мама журналиста Михаила Рубина, 72 года
Закон об иноагентах направлен на то, чтобы заглушать правду. Перед тем, как сыну присвоили статус, у нас дома был обыск (он прошел в июне 2021 года, — прим. «Черты»). В тот момент со мной дома была внучка, и я пыталась показать ей, что ничего плохого не происходит. А дяденька мне отвечал: «Что вы так веселитесь? У вас все очень плохо». Тогда у нас забрали все, что можно (а именно, все электронные носители, телефоны и компьютеры, — прим. «Черты»).
Это было даже немного смешно по сравнению с тем, что я читала и знала об обысках в советское время. Наш обыск не казался мне таким же страшным, как будто бы тогда — было страшнее.
У меня всегда был страх ареста Миши, поэтому я испытала чувство счастья, когда он уехал (Рубин уехал из России в июле 2021 года, — прим. «Черты»). Когда меня после этого спрашивали, как я? Радостно отвечала: «У меня ребенок не в тюрьме!» Это чувство подавляло все остальные.
— было понимание, что человек занимается тем, что надо. А как еще? Журналисты-расследователи — это то, что должно быть в это время.
У меня даже нет параллели, с чем можно сравнить иноагентство в советском времени. Тогда как будто бы все всё понимали и не было никакого разделения. А сейчас это все совершенно чудовищно.
Я ни от кого не скрываю, . Все видели, когда выносили технику Миши. Как они относятся к , мне, честно говоря, пофиг.
За себя мне совсем не страшно — наверное, я уже «переболела» в свое время. Я испытывала страх, когда к нам в квартиру ворвались неизвестные с камерами и кричали, почему я не научила сына родину любить. Но только потому, что они долго не уходили. Они сначала сидели на лестничной клетке, а потом — на скамейке у дома. Я переживала, что сейчас придет Миша и ему дадут в морду.
Журналисты — не политики, которые как будто облекают себя на это сознательно, поскольку ведут политическую деятельность. Но ведь журналистика — это не политическая деятельность, а честное отношение к действительности, занятие историей здесь и сейчас. И странно, когда журналистов приравнивают к экстремистам.
Горько и больно, что мой ребенок живет где-то там, а мы с мужем уже не молодые. Но, конечно, пускай лучше так . То, что такое делается с семьями, очень горько. Это такая машина, которая перелопатит и сделает все, что хочет.
«Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее <…> политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей», — такую формулировку понятию иностранный агент дает закон России.
Наталья Кононенко
Мама журналистки Анастасии Жвик, 49 лет
Я очень хорошо отношусь , потому что надо выявлять таких людей и ставить на них клеймо. Нельзя продавать родину другим государствам только потому, что тебе за это платят. Когда человек грамотный, он разберется в ситуации и поймет, что к чему, а не будет просто подходить под нужную линию, которую ему предложили.
— хорошие люди, но безграмотные. Они просто взяли точку зрению, которую им предложили. Для начала надо быть стать на одну сторону, а затем на другую, и выявить свою. Если бы они разобрались и все равно бы встали на сторону, которую им предложили, то это был бы другой вариант. А поскольку они не разобрались, то это плохо.
— продажные шкуры, которые привыкли жить за чей-то счет и получать большие деньги, и не захотели с этого слезать. Но бывает белая полоска, а затем черная. Если в стране такое происходит, то надо разобраться.
, что опозорилась на весь мир. Стыд-позор, плохо воспитала.
Я не испытывала страх, . Если бы сделали, я бы сама была в этом виновата: что посеешь, то и пожнешь. Дураков на свете полно, если какой-то идиот что-то сделает, это не значит, что мне будет что-то грозить. От госвласти я не ждала . Если бы что-то произошло, то я думаю, что в дальнейшем бы разобрались.
Какие обязанности накладывает на людей закон об иноагентах?
- Сопровождать все материалы, которые производят или распространяют в рамках «иноагентской» деятельности, специальной пометкой: «18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЖВИК АНАСТАСИЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЖВИК АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ».
- Предоставлять в Минюст раз в полгода отчет о деятельности.
- Отправлять в Минюст раз в квартал данные о деньгах и другой помощи, которые поступили из иностранных источников, и о том, куда они были потрачены.
- Раз в полгода публиковать в интернете отчет о своей деятельности.
- Создать российское юридическое лицо в течение месяца со дня приобретения статуса и уведомить об этом Минюст.
- Раз в год предоставлять в Минюст информацию о представлении аудиторского заключения.
За нарушение обязанностей грозит сначала административная, а затем уголовная ответственность.
Какие проблемы могут возникнуть после признания иноагентом?
Признание организации иноагентом сопровождается рядом серьезных проблем и последствий, которые могут иметь далеко идущие последствия для самой организации и ее членов. Вот некоторые из них:
-
Сложности с финансированием. Организации, признанные иноагентами, обязаны вести учет иностранного финансирования, а также получать его только от определенных источников. Это может вызвать сложности с привлечением средств от местных спонсоров и ограничить возможности получения финансовой поддержки.
-
Усложнения в работе. Организации-иноагенты подвергаются обязательной регистрации в специальных органах и подотчетности перед ними. Это может потребовать дополнительных ресурсов и увеличить административную нагрузку на организацию. Кроме того, могут быть установлены дополнительные требования к отчетности и публикации информации о деятельности организации.
-
Потеря репутации и доверия. Признание организации иноагентом может привести к негативному восприятию ее деятельности как инструмента вмешательства иностранных интересов. Это может повлиять на репутацию и доверие организации как среди местных граждан, так и среди потенциальных партнеров и спонсоров.
-
Риск ограничения деятельности. После признания иноагентом организации могут быть наложены дополнительные ограничения на ее деятельность. Например, может быть запрещена или ограничена возможность участия в политических акциях или оказание поддержки определенным группам или организациям.
-
Юридические проблемы. Признание иноагентом может стать причиной юридических проблем для организации и ее членов. Например, возможно возбуждение административных или уголовных дел против руководителей или задействованных в деятельности организации лиц.
В целом, признание организации иноагентом может повлечь серьезные последствия для ее деятельности и репутации. Проблемы с финансированием, усложнения работы, потеря репутации и доверия, ограничения деятельности и юридические проблемы — все это может значительно затруднить работу организации и угрожать ее существованию
Поэтому важно хорошо понимать последствия иноагентского статуса и быть готовыми к ним
Митя Леонкин
муж журналистки Юли Лукьяновой, 29 лет
Когда Юлю признали иноагентом, это был почти первый случай, когда в список попали физические лица, а не организации. Я помню, что ровно в этот день она ехала на маникюр, только выпустив очень удачный материал, и все было как-то прям хорошо. И чуть ли не в процессе этой процедуры появились новости. Поэтому в нашем диалоге в телеграме было столкновение чего-то очень красивого, простого и личного с тупым бездушным процессуальным насилием. Это такой микрокосм того, что они сделали с кучей прекрасных талантливых людей. Каждый раз, когда я вспоминаю этот момент, чувствую такую ярость, которую никак словами не передать.
В тот же день издание «Проект» признали нежелательным. Было непонятно, что будет происходить. Но я быстро сказал ей, «давай из страны уедем нахуй».
Мне кажется, хоть это невозможно заранее понять, что, если бы меня признали иностранным агентом, я бы особенно не дрыгался. Не потому, что я такой смелый, — меня пугает огромное количество вещей, включая абсолютно нелепые. Просто, кажется, что лично тобой отдельным никогда вся эта ужасная госмясорубка не заинтересуется. Очень глупое ощущение, но оно есть.
А когда это происходит с твоим главным человеком, ты конечно ужасно дергаешься. Про себя самого я тогда мало переживал: у меня так устроено, что если с моими близкими что-то случается, то у меня часто отключается переживание за себя. Где-то на фоне я думал о том, что если у меня изымут телефон, а там будут мои нюдсы, то будет неловко. Но в целом даже это меня не особо смущало.
Я никогда не чувствовал личной ненависти к Путину и чиновникам высокого уровня, потому что у меня было ощущение, что это как силы природы. Очень плохо, что есть ураган, с его действиями точно надо бороться изо всех сил, но зачем на него злиться? То есть ты понимаешь головой, что это конкретные и абсолютно омерзительные люди, но эмоционально тяжело о них думать, как о реальных людях. Но после признания жены иноагентом я впервые начал злиться. Я видел, как это все влияло на Юлю, испытывал такую ненависть, на которую я не думал, что вообще способен.
Было много тревоги. Под ее домом дежурили странные машины — я не знаю, что это в итоге было. Затем мы уехали из России и было непонятно, что с работой, поскольку она переживала, что только ёбнутые готовы с «такими» сейчас взаимодействовать. Мне тоже пришлось менять работу, поскольку я преподавал очно, а теперь надо было удаленно.
Юля — очень сдержанный и при этом абсолютно бесстрашный человек. За пять лет я видел ее внешне напуганной или тревожной считанные разы. И по большей части — как раз в период признания ее иноагенткой. В итоге она сразу же нашла работу в независимой журналистике, сделала кучу исключительно важных и крутых вещей за последние два года, но все равно это было сложное время.
А потом начали скапливаться все эти отчеты, бесконечное ощущение, что за тобой подсматривают, постоянный страх, что придут к родителям. Тебя вроде не сажают сразу в тюрьму, а мучают по мелочам. Этот закон используется для того, чтобы на кого-нибудь поставить метку, а потом с ней что-то делать.
Я ни секунды не переживаю, что закон о третьих лицах меня коснется, мне вообще похуй. Понятно, что я привилегированный и у меня большая часть дохода уже не завязана на Россию. Если они начнут всем родственникам иноагентов, например, закрывать счета, то это будет сильно неудобно, но не смертельно.
С момента отъезда я был в России дважды. Я переживал в эти приезды скорее потому, что ко мне могут прийти из-за мобилизации, но не из-за статуса жены.
«Мы думаем о будущем и решение принимаем исключительно в интересах граждан нашей страны, нашего государства. Тот, кто поет с чужого голоса, получает за это деньги, должен понимать: иностранный агент — это самое демократичное, что в этих случаях принимают другие страны. Везде уголовные сроки, лишение свободы и многое другое, если думают о том, как будут их дети и внуки жить в своей стране. Если эти решения не принять, понятно: государства не будет», — говорил в 2022 году председатель Госдумы Вячеслав Володин.
О чём говорит закон
- Распространение материалов, созданных СМИ, уже находящимся в статусе иноагента;
- Получение материального вознаграждения из иностранных источников.
Примечательно, но формулировка «распространение материалов» трактуется законом довольно широко. В частности, чтобы попасть под действие закона, необязательно действовать в интересах иностранной державы. Достаточно будет лишь разместить материал, созданный иностранными СМИ или перепост сообщения. Если при этом будет установлено, что человек, выполнивший перечисленные действия, получает материальную поддержку из-за рубежа, его могут признать иноагентом.
Важно! Источник финансирования не играет роли. Это может быть государственная или коммерческая структура, а также отчисления, сделанные физическими лицами.
В России журналистом быть опасно
Важность журналистской деятельности бесспорна: свободные СМИ – краеугольный камень демократического общества. Работа журналистов – осмыслять и поставлять информацию, которая делает нашу картину мира более полной и достоверной
И не зря эта работа имеет особый правовой статус во всем мире.
Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно получать и распространять информацию и идеи без вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода массовой информации установлена и ст. 29 Конституции РФ. А Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» развивает положения о специальном статусе журналиста, устанавливая повышенную степень ответственности за нарушение его прав.
В любом демократическом обществе свободные и независимые СМИ служат рупором, который помогает каждому быть услышанным. Как только в государстве появляется хотя бы малейшее отклонение от демократического курса – правовые положения, гарантирующие журналистам свободу в осуществлении профессиональной деятельности, тут же начинают сбоить, а нередко и вовсе работать строго наоборот. Кажется, именно это происходит сегодня в России.
Согласно ст. 58 Закона о СМИ предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. за воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей, распространителей продукции средств массовой информации и журналистов. Но если сравнить количество тех, кто наказан за воспрепятствование законной деятельности журналистов, и количество журналистов, привлеченных к ответственности за профессиональную деятельность, то становится очевидно: сегодня в России быть журналистом опасно, это профессия повышенного риска. Число уголовных дел, возбужденных в отношении представителей отечественных СМИ, растет. Самые громкие из них хорошо известны каждому: это дела Ивана Кашина и Ирины Славиной, Ивана Голунова, Ивана Сафронова, Петра Верзилова, Александра Пичугина, Светланы Прокопьевой, Елены Пивоваровой и других. Последнее событие в этом ряду, сигнализирующее о пройденном Рубиконе здравого смысла, – дело российского студенческого издания Doxa.
Кто такие иноагенты?
Иноагенты – это некоммерческие организации, принимающие финансовую помощь из-за рубежа и участвующие в политической деятельности в России. По определению, предложенному в Законе РФ «О некоммерческих организациях», иноагентами могут быть организации, получившие деньги или имущество из иностранных государств, международных и иностранных организаций или граждан иностранных государств.
Обязанности иноагента заключаются в ведении политической деятельности в интересах иностранного заказчика, а также в участии или привлечении к участию других лиц в такой деятельности.
Иноагенты обязаны зарегистрироваться в специальном реестре, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации. Регистрация иноагента осуществляется после проведения соответствующей проверки организации.
Существование института иноагентов в России вызывает широкие обсуждения и споры в обществе. Противники данной меры считают, что она ограничивает права некоммерческих организаций и нарушает свободу выражения мнений. Поддерживающие иноагентский закон утверждают, что он необходим для защиты национальных интересов и прозрачности в деятельности некоммерческих организаций.
Виды иностранных агентов в России
Статус иноагента может быть присвоен как организациям, так и физическим лицам. Сейчас в России можно выделить следующие виды иноагентов:
1. Иностранные агенты — некоммерческие организации и незарегистрированные общественные объединения.
2. Иностранные агенты — средства массовой информации.
3. Иностранные агенты — физические лица.
НКО и НОО, являющиеся иноагентами
Понятие «иностранный агент» было включено в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Позже к некоммерческим организациям, признанным выполняющими функции иностранного агента (далее ― НКО-иноагенты), были приравнены незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента (далее — НОО-иноагенты); регулирование в отношении этих двух статусов полностью совпадает.
НКО-иноагентами считаются российские некоммерческие организации, которые:
- получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ.
Обращаем внимание на то, что НКО и НОО, соответствующие указанным критериям, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагента. Неисполнение этого требования влечет наложение штрафа на их должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс
руб., а на само НКО или НОО — в размере от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ).
Под иностранным финансированием понимается любое получение средств, осложненное прямо или косвенно (через посредника), например, получение денежных средств от иностранного государства, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, граждан России или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Понятие «участие в политической деятельности» также определено очень широко. Политической деятельностью признают в том числе организацию мероприятий и публичные обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Фактически под политической деятельностью в рамках указанного закона можно назвать любой пост в социальной сети с мнением по какому-либо вопросу управления в стране или новому закону.
При этом наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и участием в политической деятельности не требуется: это могут быть отдельные действия, никак не связанные между собой.
СМИ-иноагенты
СМИ-иноагентами могут быть признаны российские и иностранные организации, а также физические лица. В отличие от деятельности НКО- и НОО-иноагентов политическая деятельность СМИ не является обязательным критерием для признания их иноагентами.
Так, иностранное физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно:
- получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
- распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц.
Российское физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно:
- получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
- распространяет сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным СМИ-иноагентом и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным СМИ-иноагентом, и (или) участвует в создании указанных сообщений и материалов.
Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно.
Физические лица — иноагенты
Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ:
политическую деятельность в интересах иностранного источника
или
сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником (в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ).
Иноагенты в России: определение и последствия
Иноагенты в России — это юридические и физические лица, которые получают финансовую или источниковую поддержку из-за рубежа и осуществляют политическую деятельность в России. Они обязаны зарегистрироваться в соответствующем реестре иностранных агентов.
Законодателями сформулированы определенные критерии и критерии для признания организации или физического лица иноагентом в России. Это включает в себя получение финансирования от иностранных источников и осуществление политической деятельности, что включает в себя пропаганду, диссеминацию информации и интересов иностранного государства или организации.
Последствия для иноагентов в России включают в себя:
- Обязательную регистрацию в качестве иностранного агента;
- Обязанность отчитываться о финансовых операциях и использовании средств;
- Подвергаться строгому регулированию и контролю со стороны российских властей;
- Ограничение на участие в некоторых политических и общественных активностях;
- Потенциальное негативное влияние на репутацию иноагента и ограничение возможностей сотрудничества с другими организациями и государствами.
Определение иноагента в России и его следствия вызывают обсуждение и дебаты в обществе. Критики закона утверждают, что он может быть использован для сужения пространства гражданских свобод и политической дискуссии, а также для ограничения международного сотрудничества и обмена информацией.
Примеры иностранных агентов в России:
Организация
Финансирование
Деятельность
Неправительственная организация «Freedom House»
Субсидии и гранты от США и других стран
Анализ политической ситуации, поддержка демократических процессов
Международная журналистская организация «Репортеры без границ»
Финансирование от частных лиц и организаций
Мониторинг нарушений свободы печати, защита прав журналистов
В целом, понятие иноагентов в России имеет серьезные последствия для организаций и физических лиц, которые занимаются политической деятельностью и получают финансовую поддержку от иностранных источников. Они должны соблюдать требования регистрации и отчетности, а также подвергаются особому контролю и регулированию со стороны государства.
Выводы
На текущий момент законодательство об иностранных агентах является плохо проработанным и оставляет широкие просторы для его толкования и применения. Нарушение законодательства об иностранных агентах влечет существенные риски в виде привлечения к административной и уголовной ответственности. Существенные штрафы могут налагаться, например, даже за незначительные единичные нарушения правил о маркировке.
В то же время в Государственной думе рассматриваются законопроекты, которые смогут исправить некоторые недостатки существующего регулирования. Однако говорить о кардинальном изменении института «иностранного агента» в России пока нельзя.
При проведении юридической проверки деятельности компании (Legal Due Diligence) перед заключением сделки по купле-продажи долей в уставном капитале ООО или акций АО (сделки M&A) наличие у компании иностранных источников финансирования (в том числе получение денежных средств от контрагентов — иностранных юридических лиц) следует рассматривать как обстоятельство, требующее внимания. Особенно это актуально для средств массовой информации.
Безусловно, весьма трудозатратно и иногда невозможно проверить всю фактическую деятельность компании (в частности, проверить наличие/отсутствие ссылок на материалы СМИ-иноагентов). В связи с этим компания-продавец может предоставить соответствующие заверения об отсутствии оснований для признания ее иноагентом либо иным образом урегулировать данный вопрос при согласовании условий сделки.
* * *
Настоящий обзор не является исчерпывающим описанием всего законодательства об иностранных агентах, не представляет собой юридического заключения по изложенным в нем вопросам, а также не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной ситуации.
Специалисты компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также оказать поддержку в их применении.
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
П. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
П. 1 ст. 24, п. 1, 3 и 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 6-8 ст. 29.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 6 и 7 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».