Стоимость дешёвого самолёта
Какие цены на недорогие частные самолеты? Стоимость частного нового самолёта может быть не такой уж и высокой. Например, Cirrus Vision Jet стоит 1,96 млн. долларов. Это реактивный летательный аппарат с одним мотором. Он оснащён турбовентиляторным двигателем. Скорость — 550 км/ч. Дальность беспосадочного полёта — до 2 000 км. Длина ВПП для разгона — 620 м. В салоне помещается 5 человек. У самолёта большие иллюминаторы и панорамное стекло в кабине пилота. Судно оснащено новейшим радиооборудованием. Управляется даже одним пилотом. При аварии сработает парашютная система Cirrus (над летательным аппаратом раскрывается парашют).
Сколько стоит самолет
Сборка самолета заняла 1,5 года и обошлась в 203 000 долларов США. По текущему курсу это примерно 12 миллионов рублей. В эту сумму входит стоимость двигателя Rotax, пропеллеров и других расходных материалов. За час полета самолет тратит около 20 литров неэтилированного топлива — по словам инженера, траты можно сравнить с вождением легкового автомобиля.
Репортаж о создании собственного самолета
Содержание самолета могло стоить больших денег, но мужчина нашел выход — он пользуется им вместе с тремя другими пилотами
Он уверен, что благодаря такому подходу можно не только заметно сэкономить, но и постоянно делиться опытом, что очень важно при управлении таким необычным транспортом
Стоит отметить, что при желании любой человек вполне может арендовать даже пассажирский лайнер — о том, как это сделать и сколько стоит, мы рассказывали тут.
Самые популярные самолеты
Операторы могут предложить много вариантов с самыми разными самолетами. Но давайте взглянем на 3 самые интересные из них.
Самолеты Boeing business jet
Самолеты этой серии используются с 1999 года и вмещают в себя от 25 до 50 пассажиров. Внутри обеспечены максимально комфортные условия для полета. Помимо современных телевизоров, в салоне может быть душевая кабина, столовая, зал для проведения конференций и гостиная. Мебель обшита кожей, отделка сделана из натуральной древесины, а техника подобрана так, чтобы пассажирам не было скучно. Стоимость часа полета на бизнес-джетах Boeing начинается от 817 000, но это самый минимум. Можно заказать и более вместительные модели с самыми комфортными условиями, но цена будет заоблачной.
Самолеты Falcon business jet
Отличительная особенность этих самолетов заключается в том, что они оснащены тремя двигателями. Благодаря этому, они могут взлетать даже с коротких взлетно-посадочных полос и приземляться в небольших аэропортах. Самолеты Falcon хорошо выглядят как снаружи, так и внутри. Как и у «боингов», салон обшит дорогими материалами и оснащен телевизорами и прочей электроникой. Час полета на бизнес-самолете Falcon начинается от 300 000 рублей. Очень привлекательная цена, если сравнивать с Boeing business jet.
Самолеты Gulfstream Aerospace
Американский производитель Gulfstream Aerospace обладает негласным статусом «короля бизнес-джетов». Его самолеты предназначены для дальних полетов. Например, модель Gulfstream G650ER может преодолеть почти 14 000 километров, то есть без пересадок доставить пассажиров в другую часть света. Вместительность салона у самолетов не особо большая и составляет от 4 до 21 человек. Час полета на Gulfstream стоит от 500 000 рублей, но итоговая стоимость, конечно же, зависит от уровня комфорта.
Важно: указанные цены уже могли устареть и это самая минимальная стоимость. Если хочется комфорта, аренда упомянутых выше самолетов обойдется очень дорого
Иметь свой самолет – право каждого частного пилота
Для осуществления мечт, связанных с небом, пилотам-любителям первым делом нужны самолеты, ну а все остальное, не менее любимое, потом. Мечты о полетах можно реализовывать, летая в свое удовольствие самому или со своими друзьями, например, совершая воздушную прогулку по «Золотому кольцу» России. При желании можно воплощаться в жизнь мечты о полетах других людей, например, обучая навыкам пилотирования или просто заняться покатушками всех желающих. В том и другом случае вам будет необходимо воздушное судно (вс), а вот его класс определяется задачами, которые вы себе поставили:
- Вас устроит учебно-тренировочный легкий самолет в том случае, если вы создаете собственный аэроклуб для обучения и тренировок пилотов, а также для организации воздушных праздников и прогулок. Здесь есть один момент: для карьеры в авиации нужно получить свидетельство частного пилота (или PPL), а для этого вам нужно проходить обучение на воздушном судне, лицензированным для таких мероприятий. Для полетов в свое удовольствие и для покатушек вполне подойдут сверхлегкие вс со взлетным весом для 495 кг, типа «Птенец 2» они значительнее дешевле и требуют меньших затрат на содержание.
- Можете позволить себе самолет из большей ценовой категории, например, четырехместный для воздушных путешествий, если вы достаточно состоятельны, чтобы позволить себе содержание дорогой игрушки, на которой можно заниматься авиаспортом или просто наслаждаться непродолжительными полетами в выходные.
- Если вы — владелец и глава крупной корпорации, располагающей значительными средствами. Как правило, серьезные бизнесмены часто пользуются авиатранспортом для перелетов в разные точки по делам бизнеса. Статистика деловой авиации свидетельствует: более 80% перелетов в отрасли совершается в аэропорты, в которых нет постоянного расписания. Летая собственным бортом, вы не зависите от расписания и можете лететь туда, куда и когда вам удобно. Однако расчеты показывают: если вы и ваши коллеги проводите в небе менее 300 часов в год, содержание собственного борта невыгодно. В этом случае лучше пользоваться арендованными самолетами. Плюсы собственного самолета: комфорт и безопасность. Не борту нет никого постороннего, только экипаж, вы и ваши спутники.
Самолёты президента России — 50-500 млн $
Для перемещений первого лица России не используются самолёты зарубежного производства. Официальный борт №1 России — модифицированный «Ил-96-300», поступивший в эксплуатацию в 2015 году. Официальная стоимость самолёта озвучена в размере 5 млрд рублей, или 80 млн $.
Специальный лётный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства, насчитывает 59 самолётов, из них 9 президентских «Илов». Никто не может сказать, на каком именно летает Путин. Как и положено президентскому самолёту, борт оснащён дополнительными системами безопасности, в том числе бортовым устройством ПВО, способным нейтрализовать атаку баллистической ракеты.
Информация о внутренней отделке самолётов не разглашается. Известно только, что при её оформлении были использованы натуральные материалы: ореховый шпон, кожа, золото. Стены внутреннего помещения украшают гравюры, выполненные в технике павловопосадской мануфактуры.
Иметь собственный самолёт может не каждый, это доступно немногим. И это утверждение справедливо по отношению не только к частным лицам, но и к целым государствам. Лидеры рейтингов воздушных судов поражают и восхищают. Они демонстрируют торжество человеческого гения, способного поднять в воздух железных птиц.
Выбор «воздушного коня»
В России самые покупаемые самолеты — Цессна и Циррус, оба американского производства. Цессна более дешевая, от 120 тыс. $, Циррус дороже. Для учебно-тренировочных целей покупают относительно недорогие чешские самолеты Ламбада, Коала, Еурофокс. Цены на них начинаются от 40000$. Сделав запрос в компанию-производитель, вы сможете получить расчеты эксплуатационных расходов на интересующую вас модель, узнать наличие в досягаемой близости сервисных центров и другую важную информацию.
Многие авиалюбители предпочитают покупать «киты» — наборы «сделай сам». То есть самолет поставляется в разобранном виде, упакованным в контейнер. Это выгодно, так как собранный самолет стоит значительно дороже. Кроме того, так можно сэкономить порядка 10% при растаможке — самолет оформляется как запасные части.
Полностью собранный самолет можно доставить к месту базирования своим ходом. Это непросто, но зато интересно.
В любом случае придется проходить таможню со всеми вытекающими расходами денег и нервов. Имейте в виду: растаможка обойдется вам приблизительно в половину стоимости самолета. То есть, купив борт за 50 тыс. долларов, вы отдадите еще около 25 тыс. на таможне. Оставить самолет зарегистрированным за рубежом нельзя, иначе придется летать только по-партизански, нелегально.
Новые самолеты стоят дороже, но более высокая стоимость при приобретении оправдывает себя. Современные самолеты лучше оснащены, до выработки ресурсов еще полно времени, и стоимость вашего приобретения может достаточно долгое время не только не снижаться, но в некоторых случаях даже повышаться. А старые самолеты, хотя и более дешевые, всегда обходятся дороже в содержании из-за большого износа. И их стоимость со временем только снижается. Стоит учитывать подобные нюансы, чтобы не стать иллюстрацией известной пословицы о скупце, который платит дважды.
Стоимость содержания частного самолета
Общая сумма расходов рассчитывается с учетом предполагаемого количества летных часов в год. Большинство владельцев летают на своем самолете 100-300 часов в год. В сумму затрат входят:
- расходы на ГСМ;
- стоимость запчастей;
- плановый и внеплановый ремонты;
- техобслуживание;
- инспекции 50, 100 или более часов, в зависимости от количества налета;
- страховки;
- налоги (транспортный налог на авиатехнику рассчитывается в зависимости от мощности двигателя);
- оформление сертификата летной годности;
- оплата стоянки (5-10 тыс. рублей ежемесячно) или ангара (около 20 тыс. рублей);
- зарплата пилота или инструктора и другие расходы.
Содержание самолета потребует от вас обязательных вложений, даже если вы за весь год ни разу на нем не взлетите. И это необходимо учитывать.
Расход и марка бензина однозначно станут важным параметром для большинства пилотов-любителей: гораздо выгоднее использовать автомобильный бензин вместо дефицитного и дорогого авиационного 100LL, кроме того, не каждый самолет будет летать на автомобильном топливе. Кроме технических параметров есть еще и эксплуатационные: качество подготовки взлетной посадочной полосы, условия хранения самолетов, например, Piper Cub J-3 требует тепличного хранения. Еще один важный критерий выбора – наличие сервисного центра и возможность быстрого ремонта вышедшего из строя узла.
Что касается конкретных самолетов, то на форуме сервера авиации малого назначения обсуждалось сравнение ЯК-18Т и Cessna 172. Мнения людей по поводу того, какой самолет лучше разошлись. Як выбирают приверженцы советской авиационной школы, в качестве сильных аргументов приводят надежность, мощность и работоспособность Яков в любых широтах и условиях. Цессна выглядит на фоне Яка куда скромнее, но однозначно дешевле в эксплуатации. Ну а кроме этого, Цессну называют ласково самолетиком, а Як – самолетом. В любом случае, на чем летать каждый решает самостоятельно.
Если вы не ставите себе цель обучение пилотов с целью получения лицензии частного пилота, с последующим получением лицензии коммерческого пилота, то можете ограничиться полетами на сверхлегких воздушных судах с массой до 495 кг. В этом классе воздушных судов моторы имеют меньшую мощность, а затраты на содержание существенно ниже.
Если же ваши мечты простираются дальше одномоторных самолетов, то можете присмотреть себе двухмоторное воздушное судно. Хотите стать коммерческим пилотом, хотите зарабатываться перевозками к вашим услугам все возможно!
Расходы на техническое обслуживание
Частная авиация обходится дорого. Помимо цены на приобретение бизнес-джета, нужно будет ежегодно оплачивать техническое обслуживание. Эта статья расходов не такая уж и маленькая. В среднем — 2% стоимости самолёта. После покупки летательного аппарата сразу же подписывают договор на обслуживание с техническим центром.
В первые 3 года цена такого ТО будет минимальной. В этот период ещё действует заводская гарантия. Обслуживающая компания будет проверять работу всех частей и систем судна. Если самолёт имеет большой срок эксплуатации, стоимость ТО будет выше. Придётся постоянно устранять неисправности и дефекты. Плановое техобслуживание бизнес-джетов является обязательным и проводится после налёта какого-то количества часов или раз в год. Стоимость планового и внепланового обслуживания (в зависимости от вида неисправностей) — от 30 до 600 тыс. долларов.
Услуги которые предлагает любая компания при бронирование частных самолетов
Постоянно растущий темп деловой жизни диктует жесткие требования к тайм-менеджменту бизнесменов и предпринимателей. Когда на счету каждая секунда рабочего времени, бизнес-авиация перекладывает часть ваших проблем на свои крылья. Перевозка людей и транспортировка грузов больше не зависит от расписаний и наличия билетов на регулярные рейсы и определяется только потребностями заказчика в данный момент времени.
Аренда самолета в нашей компании автоматически предоставляет каждому клиенту:
- современные воздушные судна различной вместимости для полетов на тысячи километров;
- удобную перевозку пассажиров от 1 до 500+ человек;
- команду профессионалов высшего класса на борту самолета;
- услуги по страховке;
- современные средства связи;
- разнообразное оформление и оснащение салона самолета;
- максимально комфортный перелет;
- развлечения на борту воздушного судна.
Заключая договор на аренду бизнес-джета, вы не просто перемещаетесь из пункта А в пункт В, а делаете это быстро, эффективно и с удовольствием, не теряя при этом ни минуты драгоценного времени. Для этого достаточно заказать самолеты бизнес-авиации в нашей компании в удобные для вас сроки. У нас есть джеты, на борту которых вы сможете комфортно выспаться, провести конференцию или совещание с бизнес-партнерами, подкрепиться свежеприготовленными блюдами или просто отдохнуть. У нас на борту вы будете не пассажиром, а желанным гостем!
У нас можно арендовать самолеты следующих производителей:
- Airbus
- Boeing
- Embraer
- Bombardier
- Cessna
- Dassault Aviation
- Gulfstream
- Hawker Beechcraft
- Piaggio
- Learjet
Испытательные полеты на самодельном самолете
Первый полет был совершен профессиональным летчиком — инженер был очень взволнован, потому что в случае поломки мог пострадать совершенно чужой человек. Все прошло хорошо, и спустя несколько самостоятельных полетов, самолету дали разрешение на полноценные перелеты.
Собранный британцем самолет имеет запас хода 1389 километров
Первым делом мужчина взял свою жену и двоих дочерей и показал остров Уайт — там они успешно приземлились, съездили на пляж и вернулись обратно. По их словам, они были очень обрадованы такому путешествию, занявшему всего лишь один день. После этого семья совершила еще несколько полетов — например, побывала в приморском городе Скегнесс. В июне 2022 году Ашок Алисерил вместе с другом посетил Чехию, Австрию и Германию. В будущем он хочет повторить путешествие со своей семьей.
Цена аренды личного самолета
Для перелёта на частном самолёте необязательно покупать сам летательный аппарат. Его можно арендовать, причём вместе с экипажем и обслуживающим персоналом. Стоимость аренды зависит от модели и технических характеристик бизнес-джета. Цены — от 5000 до 30000 долларов за один перелёт. Информация о совершаемых полётах держится в строгой тайне, об этом сотрудники авиакомпании подписываются в договоре о предоставлении услуг. Авиаперевозчики, предлагающие частные рейсы, предоставляют своим клиентам возможность выбрать меню. Сотрудники авиакомпании помогут забронировать номер в гостинице в пункте назначения.
Как собрать собственный самолет
Владельцем собственного самолета является британец Ашок Алисерил Тамаракшан (Ashok Aliseril Thamarakshan). Будучи инженером-механиком, он раньше не был особо заинтересован авиацией, но однажды жена подарила ему 30-минутный полет. В ходе небольшого путешествия он осознал, насколько большую свободу дают людям самолеты. В 2019 году он получил лицензию частного пилота и летал на арендованной технике. Но потом он захотел приобрести собственный самолет.
Ашок Алисерил Тамаракшан со своей дочерью
Мужчина решил, что самый надежный самолет — созданный своими руками
Тогда он решил собрать самолет самостоятельно. Во время поиска информации он наткнулся на компанию Sling Aircraft, который выпускает модель Sling TSi — она легка в сборке и производитель может отправить его по частям. Мужчина воспользовался этой возможностью и начал по частям получать все необходимые компоненты.
Самолет Sling TSi в воздухе
Как заказать частный самолет?
Владельцам пассажирских самолетов очень важно, чтобы на них постоянно кто-то летал. Ведь если летательный аппарат просто стоит на месте, он не приносит никаких денег
А за стоянку и обслуживание таких огромных конструкций надо платить, причем весьма крупные суммы. Чтобы снизить издержки, владельцы самолетов отдают их операторам, которые принимают заказы на частные полеты. А желающих заказать личный самолет много, потому что это очень удобно. Пассажиры могут не бояться опоздать на рейс, регистрацию и таможенный контроль можно пройти за 15 минут, а внутри самолета нет никого лишнего.
Если самолет стоит без дела, компания теряет деньги.
Чтобы заказать личный самолет, необходимо проделать 5 шагов:
- подать заявку на сайте профильной компании, указав время и маршрут полета, количество пассажиров и предпочитаемую модель самолета;
- выбрать лучший вариант, предложенный оператором. Обычно доступны несколько самолетов с разными ценами за полет;
- подписать контракт, где расписаны права и обязанности пассажира и управляющей компании;
- оплатить полет любым доступным способом;
- пройти предполетную подготовку, в рамках которой нужно подать все необходимые документы. Например, если в самолете полетит домашнее животное, нужен ветеринарный паспорт и справка о состоянии его здоровья.
После всего этого остается приехать в нужный терминал, пройти регистрацию и сесть на любое место в самолете. Экипаж на борту обязан сделать так, чтобы полет прошел максимально комфортно.
Сколько стоит личный самолет?
Если речь идет о полной покупке самолета, то это очень дорого. По данным за 2016 год, самый маленький и дешевый Airbus A318 стоит в районе 75 миллионов долларов. Разумнее брать самолеты в аренду, потому что это стоит гораздо дешевле. Стоимость аренды самолета зависит от 5 факторов:
- маршрут и длительность полета. Это вполне логичный фактор, ведь чем дальше летит самолет, тем больше стоит билет. Прямой перелет всегда стоит дешевле, чем полет с пересадками. Также цена зависит от места отправления — в аэропортах крупных городов обычно больше свободных самолетов, а в маленьких их вовсе может не быть;
- тип самолета. Человек может заказать либо бюджетный турбовинтовый самолет, либо позволить себе дорогой, тяжелый реактивный самолет. У них есть свои плюсы и минусы. Например, бюджетные самолеты вряд ли смогут преодолеть большие расстояния без дозаправки. А реактивные модели едва ли вместят в себя много пассажиров;
- качество обслуживания в аэропорту. Перед посадкой в самолет нужно пройти через терминал. Можно сэкономить и пройти через общий, постояв в очереди. Но если хочется, чтобы все было быстро, необходим VIP-терминал;
- качество обслуживания на борту. На борту есть проводники, цель которых — сделать полет максимально комфортным. Если хочется сэкономить, придется брать обычное бортовое питание. Но можно и заказать деликатесы, что обойдется гораздо дороже;
- комиссия брокера. В большинстве случаев рынок бизнес-авиации контролируется посредниками между заказчиками и операторами. Они обязательно берут комиссию, которая может составлять от 5 до 50% от стоимости заказа.
Если говорить в целом, то вряд ли вы найдете личный самолет дешевле 500 000 рублей. Заплатив минимум денег вы точно арендуете самолет, но условия вряд ли будут комфортными. Но можно заказать более дорогой самолет и полететь большой группой, чтобы сумму можно было поделить между собой.
На самом деле, самолеты Airbus и Boeing уже устаревают. В будущем их может заметить вот этот летательный аппарат.
Сколько стоит частный самолет в России?
В России цены на самолёты разные: от 2 млн. долларов за лёгкие бизнес-джеты и от 50 млн. долларов и выше за большие дальнемагистральные. Оптимальным вариантом считается летательный аппарат на 10–20 человек, который может проделать беспересадочный полёт на расстояние около 5 000 км. Цена такого бизнес-джета — около 25 млн. долларов.
Богатые предприниматели предпочитают покупать подержанные летательные аппараты. Стоимость такого бизнес-джета на 20% ниже, чем нового. Популярные производители и модели: Cessna (Citation X), Dassault Aviation (Falcon), Bombardier (Global), Gulfstream Aerospace (G150-500). Высокие цены на самолёты оправдывают себя. Владелец получает бизнес-джет с роскошным дизайном внутри. Он совершает полёты в любое время, планирует путешествия на различные расстояния, работает даже на борту судна.
Процесс сборки самолета
Это происходило в 2020 году, в период коронавирусного карантина. Из-за этого он не смог получить помощь от своих знакомых — сборка велась во дворе дома. Чтобы защитить самолет от дождя и другого внешнего воздействия, он построил небольшой сарай. Процесс сборки контролировался специалистами из британской Ассоциации легких самолетов — из-за ограничений, начало работы было перенесено. Но потом инженер успешно собрал хвост, крылья и остальные части летательного аппарата Sling TSi. По его словам, больше всего ему помог его опыт по благоустройству дома.
Сарай для сборки самолета
Мужчина со своей дочерью собирают небольшие детали самолета
В конечном итоге у него получился самолет длиной 7 метров. Сначала Ашок Алисерил хотел арендовать мастерскую, но сборка на домашнем участке была лучшим выбором — он мог заниматься сборкой в любое время. Всего сотрудники Ассоциации легких самолетов пришли на проверку 12 раз. Когда все основные части самолета были собраны, инженер повез их в ангар недалеко от Кембриджа. Там все части соединили, установили двигатель и через несколько месяцев провели испытательный полет.
Панель управления самолетом Sling TSi
Самые красивые самолеты: фото с описанием
На сегодняшний день перелет на самолете принимается, будто что-то обычное и простое, невзирая на ограничения в весе багажа и тесноту в салоне. Однако 1 % жителей сопоставляет перелет со всеми иными характеристиками. Миллиардеры летают с «гламуром» на собственных шикарных самолетах, которые обходятся в миллионы долларов и выполнены по специальному заказу. Существует небольшое количество самых красивых пассажирских самолетов, фото которых покорили миллионы простых жителей нашей Земли.
Бывают бомбардировщики, истребители, военные, перехватчики, штурмовики: это также одни из самых красивых видов воздушной техники.
Самолеты еще классифицируют по типу двигателя, весу, количеству крыльев, размеру фюзеляжа, по скорости полета и многому другому.
Boeing 747-400 Custom
Стоимость боинга 200 миллионов долларов. Образец самолета Boeing 747-400 был исполнен, согласно заказу принца Аль-Валида бин Талалаиз Саудовской Аравии.
Airbus A340-300 Custom
Это великолепное воздушное судно Airbus A340-300 Custom, «Бурхан», являющееся собственностью Алишера Усманова, миллиардера из Российской федерации, было сделано по спецзаказу в честь его отца. Это самый крупный самолет в Российской федерации, он больше, чем воздушное судно президента государства. Модель стоит 238 млн $, однако уже после модернизации шикарного интерьера и технических данных его цена «подскочила» вплоть до 500 млн $.
B-2 Spirit Stealth Bomber
Самые красивые военные самолеты также не оставят равнодушным никого. Так и B-2 Spirit Stealth Bomber не исключение. Непревзойденный невидимка покорил сердца и взрослых, и детей.
Американский летающий агрегат, невидимка третьего поколения эксплуатируется уже больше 15 лет. Невзирая на завесу секретности, во всемирном информативном поле возникают сведения о технологических приборах и характеристиках крылатого корабля.
Стратегический бомбардировщик B-2, являющийся творением американской армейской индустрии, разрабатывался как летающий агрегат с уменьшенной вероятностью выявления противовоздушными установками врага. Удивляет наружный облик самолета, который смахивает на летательные аппараты из фантастического будущего, каким нам его рисуют в фильмах.
B-2 Spirit Stealth Bomber, самый красивый самолет среди военной техники, выглядит в небе как стремительно мчащийся ураган или темный обрывок треугольной фигуры. Профиль выдает в нем истинную летающую тарелку, приплющенную, без фюзеляжа. Бомбардировщик B-2 оборудован лучшим вспомогательным электронным блоком управлением на расстоянии, что представляет из себя цифровую конструкцию с компонентами быстрого реагирования. Нельзя не согласиться, что B-2 Spirit Stealth Bomber даже на фото — самый красивый самолет.
Airbus A380 Custom
Очень дорогостоящий шикарный самолет имеет в своем распоряжении на борту почти все, что потребуется для длительного и комфортного перелета, в том числе:
- авто гараж для 2-ух внушительного размера автомобилей;
- место для перевоза соколов;
- конюшню;
- множество жилых комнат с удобствами;
- ванные с шикарным душем;
- помещение для занятия физическими упражнениями.
С первого взгляда на его салон понятно, что при строительстве была обдумана каждая деталь интерьера этого превосходного аэробуса, в том числе и то, что во время продолжительного дальнего полета пассажирам не доведется ограничивать себя в выборе времяпрепровождения.
Р-8А Poseidon
В июле 2004 года ВМФ Соединенных Штатов Америки подписал соглашение с компанией Боинг на формирование и постройку универсального морского самолета новейшего поколения. Для смены 196 морально устарелых самолетов P-3C Orion намечалось приобретение до 108 самолетов P-8A.