Особенности российской внешнеторговой политики
Российская внешнеторговая политика определяется Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», принятым 8 декабря 2003 года.
Согласно этому закону, российская внешнеторговая политика:
- является составной частью экономической политики Российской Федерации;
- осуществляется с использованием методов государственного регулирования;
- строится на соблюдении норм и принципов международного права.
Примечание 4
Цель внешнеторговой политики РФ — создание благоприятных условий для российских производителей и потребителей.
В современных условиях российская внешнеэкономическая деятельность осложнена наличием санкций со стороны США и стран Западной Европы, поэтому Россия ищет новых торговых партнеров и проводит политику импортозамещения.
Функции внешнеторговой политики Российской Федерации:
- Обеспечение рынка сбыта для российского сырья и товаров.
- Приобретение продукции для удовлетворения внутреннего спроса.
- Пополнение государственного бюджета за счет таможенных пошлин.
- Привлечение инвестиций в различные отрасли экономики.
- Налаживание международного сотрудничества.
Главными торговыми партнерами России являются:
- Китай;
- Германия;
- Нидерланды;
- Беларусь;
- Казахстан;
- США;
- Великобритания;
- Турция;
- Италия;
- Польша.
Характеристика внешнеторговой политики современной России:
- Экспорт сырья. Главными статьями российского экспорта по-прежнему остается сырье. Топливно-энергетические ресурсы составляют 50–55 % от общего удельного веса экспортных товаров. Россия является мировым лидером по экспорту природного газа, нефти, многих видов руд и минерального сырья.
- Импорт технологических товаров. В структуре российского импорта преобладают оборудование, приборы, транспортные средства, продукция химической отрасли.
- Протекционистская направленность. Россия с помощью инструментов государственного регулирования пытается защитить отечественных производителей от сильной конкуренции на мировом рынке.
- Многовекторность. Россия старается развивать экономические отношения во всех направлениях. Ее торговыми партнерами являются не только страны Запада, но и другие государства. В последнее время вырос товарооборот с Японией и Южной Кореей, заключаются международные торговые соглашения со странами Латинской Америки и Азии. По-прежнему важными партнерами являются страны СНГ — Казахстан, Беларусь и другие.
- Международная кооперация. Россия участвует в большом количестве международных экономических организаций, посредством которых реализует долгосрочное сотрудничество со многими странами. Примеры: Евразийский экономический союз, Организация черноморского экономического сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества и другие.
Экономические доводы против политики протекционизма
Наряду с экономическими доводами в пользу протекционизма имеют место экономические доводы против политики протекционизма.
Противники протекционизма предлагают следующие доводы не в его пользу (см. рис. 40.1):
1) сокращение импорта косвенно уменьшает экспорт отечественных товаров и услуг;
2) изоляция от внешней торговли уменьшает общий объем реального дохода;
3) тарифы на импорт не способствуют выравниванию издержек производства внутри страны и за границей. Хотя выгода, получаемая от внешней торговли, всецело основана на различиях в издержках, тем не менее ввоз товаров и услуг производственного назначения будет способствовать снижению национальных издержек и выравнивать их с затраченными издержками;
4) введение тарифа может сократить занятость и доходы отдельных категорий рабочих. Этого никто не отрицает. Поскольку рабочая сила представляет собой важный и гибкий фактор производства, то представляется, что одни рабочие проигрывают, а другие выигрывают от сужения внешней торговли;
5) введение тарифов на импорт в качестве ответной меры обычно вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран и только в редких случаях может служить эффективным орудием для взаимного снижения пошлин.
Аргументация вышеизложенных доводов противоречит экономической теории сравнительного преимущества. И вот почему.
Каждая нация получает выгоды от торговли благодаря специализации, отказываясь от некоторых видов деятельности и переключая свои ресурсы в такие сферы, где имеются сравнительно большие преимущества. Мощь экспортных отраслей и правильная фискальная и денежная политика способны сохранить широкие возможности для поддержания общей занятости, так что нация со спокойной совестью может стремиться к увеличению реального дохода, которое станет возможным благодаря специализации в соответствии с принципами сравнительного преимущества
Англия
Англия до XVII века была отсталой европейской страной, в которой преобладали французские и голландские товары. А своего флота у нее практически не было. Великой страной, которой она стала впоследствии. Сделал ее таковой Оливер Кромвель, который в 1651 году издал Навигационный акт.
Оливер Кромвель (1599 — 1658). Выдающийся английский политический деятель
Этот документ вводил радикальный протекционизм в стране: практически на весь импорт налагался запрет. Все товары из английских колоний должны были поставляться непосредственно через неё. Конечно, этот документ не дал молниеносной отдачи.
Можете себе представить: страна закрыла границы в экономическом плане, и при этом в ней нет развитого производства. Разумеется на Кромвеля посыпались упреки. Но через 20-30 лет всё было преодолено. Англия стала владычицей морей. А Навигационный акт Кромвеля действовал в ней 200 лет — до середины XIX столетия.
Затем Англия стала на путь фритредерства. Но эта политика только усилила ее величие: ей уже не были страшны конкуренты, ведь она развила очень сильную промышленность!
Примеров стран, которые поднялись «из грязи в князи» в экономике благодаря сначала протекционизму, а затем фритредерству — масса. Это и Япония во второй половине XIX века, и она же в второй половине XX века. Это и США. Это и Китай. Отсюда ясно, что протекционизм — это естественная реакция многих стран на экономический кризис.
По сути это универсальный рецепт: сначала протекционизм, затем фритредерство. Однако путь экономического развития — всегда не прост. Он связан с лишениями.
Ну вот представьте. Завтра российские власти одумаются и введут разные протекционистские правила. На прилавках не станет ни айфонов, ни компьютеров, ни заморских продуктов. Останется только гречка, молоко и картошка. И так лет на 10. Сможете вы себя заставить стерпеть всё это, чтобы через 10-20 лет Россия стала действительно богатой страной? Вот и подумайте на досуге!
А на сегодня всё!
Поделиться в соц. сетях
Реализация протекционизма и фритредерства
Россия
Для России выбор между протекционизмом и фритредерством — это вечная дилемма, как и масса других (западники и славянофилы; отцы и дети; революция или эволюция и пр.).
Идеи протекционизма в Россию стали проникать при Алексее Михайловиче, и полностью стали реализовываться при Петре 1. Про его экономические реформы вы можете больше узнать здесь, а в общем про его реформы — тут. Петр Великий в ходе великого посольства осознал, насколько отстала Россия от стран Европы по всем видам производства. И поэтому после Северной войны учредил в 1724 году Таможенный тариф. В нем четко было разделено, какие товары можно было ввозить в Россию, а какие нет.
В сущности, именно благодаря протекционизму, с одной стороны, и закрепощению 90 % населения, с другой Петр и добился радикального экономического роста; превращения России в империю — мировую державу, интересы которой находятся во всем известном к тому времени мире.
Однако дальше, после Петра, начался кавардак. Так, при Александре Втором в 1857 году был издан либеральный таможенный устав, который был написан на основах фритредерства. В результате промышленность России стала катиться ко всем чертям. Ведь в нашей стране не было особо развита промышленность, поскольку господствовала крепостная экономика.
Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915), граф, выдающийся российский управленец.
Так продолжалось до реформ С.Ю. Витте, в рамках которых был принят новый таможенный тариф — который стоял на основах протекционизма. В результате в России успешно началась индустриализация, которая по темпам роста промышленности вывела Россию на второе место в мире в начале XX века.
В СССР, понятно, иной политики, кроме протекционизма быть не могло. Но, как говорится, заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Ведь перекос в сторону военно-промышленного комплекса и производства в ущерб легкой промышленности выразился в постоянном дефиците товаров народного потребления.
Ну, а дальше, после распада Советского Союза, в 1992 году Б.Н. Ельцин начал реализацию политику фритредерства — с указа о либерализации цен и открытости страны для внешней торговли. Ведь в условиях практически разрушенной промышленности кушать что-то надо. И в Россию в 90-е годы хлынул западный «ширпотрёб», как говаривала моя бабушка В результате, к сегодняшнему дню, в России кроме нефтегазового сектора, оружейного и космического — практически ничего нет.
Россия сегодня стала «европейской бензоколонкой» (по меткому выражению шведского писателя Стига Ларссона) без своей промышленности. Мы дико зависим от всего западного: компьютеров, микросхем, лекарств, предметов быта, продуктов питания. И при этом хаем этот самый запад…. шизофрения какая-то не находите? Вы либо стройте в стране собственное производство, и тогда ругайте Запад. Либо уж принимайте, что дают с благодарностью….
Например, даже отечественная спутниковая система ГЛОНАСС практически разрушена, потому что микросхемы, поставлявшиеся из-за рубежа, сейчас не поставляются из-за внешнеполитических санкций. А своих у нас нет.
Думаю с Россией всё понятно.
Примеры политики фритредерства в мире
Нидерланды: В Нидерландах существует политика фритредерства для многих товаров и услуг, включая продукты питания, книги и косметические средства. Это означает, что предприниматели могут свободно продавать эти товары без необходимости получения специальных разрешений. Также здесь существуют экономические зоны свободной торговли, где компании из разных стран могут свободно торговать между собой.
Сингапур: В Сингапуре есть политика фритредерства для многих инвестиций, финансовых услуг, информационных и коммуникационных технологий. Здесь вопрос разрешения на торговлю решается очень быстро, что является привлекательным для бизнесменов. Кроме того, Сингапур является одним из лучших мест для начинающих стартапов в мире.
Новая Зеландия: В Новой Зеландии существует политика свободной торговли, благодаря которой здесь свободно торгуются товары и услуги со всего света. За последние годы правительство страны также активно работает над снижением бюрократии и упрощением процедур получения разрешений на торговлю.
Швейцария: Швейцария является одной из стран с самой низкой степенью регулирования бизнеса в мире. Здесь нет необходимости получать разрешения на создание компании, а также нет разрешительных процедур при ввозе и экспорте товаров. Это делает Швейцарию привлекательной для инвесторов и предпринимателей.
Эстония: В Эстонии существует политика фритредерства для интернет-бизнеса. Здесь любой может создать компанию, не выходя из дома, и начать торговать международно, без необходимости получения специальных разрешений. Это делает Эстонию привлекательной для молодых стартапов и цифровых предпринимателей.
Страна | Сферы политики фритредерства |
---|---|
Нидерланды | Продукты питания, книги, косметика |
Сингапур | Инвестиции, финансовые услуги, технологии |
Новая Зеландия | Свободная торговля |
Швейцария | Регулирование бизнеса |
Эстония | Интернет-бизнес |
40.4. Таможенный союз
Одним из направлений развития внешней торговли является создание зон свободной торговли, или таможенных союзов.
При создании таможенных союзов участвующие в нем страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но каждая сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к другим странам.
Присоединение стран к таможенному союзу может принести как выигрыш, так и проигрыш. Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с другими странами. Выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу, зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.
Экономическая интеграция — важное средство либерализации торговли. Самым ярким примером является Европейский Союз, образованный из трех сообществ: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), или «Общий рынок», Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
В Европейском Союзе отменены внутренние торговые барьеры, применяется общая система пошлин в отношении развивающихся стран и предусматривается свобода движения рабочей силы и капитала. В 1947 г. было создано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ): а) с целью стимулирования применения недискриминационного режима для всех торгующих стран; б) для снижения уровня пошлин; в) для устранения импортных квот.
В последние годы в некоторых странах, особенно с переходной экономикой, наблюдается возрождение протекционизма, однако эмпирические данные показывают, что издержки протекционистской политики перевешивают ее выгоды.
Неудивительно, что либеральные экономисты единодушно возражали против крайне высоких тарифных пошлин и одобряли торговые соглашения, которые имеют своей целью снижение торговых барьеров.
Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.
Насколько протекционизм эффективнее
Сторонники фритредерства возражают: протекционизм «искажает естественную конкуренцию». Каким образом? Приведем пример:
С точки зрения нашего примера, представим: что будет с автомобилями из страны «А», если не применять меры протекционизма. Тогда машины производства страны «Б» будут охотно покупать в стране «А», а производители страны «А» либо вынуждены будут научиться делать на том же уровне, либо производство просто разорится. И часть людей останется без работы.
Собственно, это частый аргумент сторонников протекционизма — сохранность рабочих мест + занятости. Сторонники фритредерства возражают: работники (или хотя бы их часть) может найти себе новую работу уже на эффективном предприятии. Однако для этого надо постараться и оказаться востребованным.
С точки зрения экономики, может показаться, что протекционизм во всем проигрывает фритредерству. Однако на практике к последнему в чистом виде пока так и не пришла ни одна страна. В чем же секрет?
Самая суть
В начале Нового времени протекционизм стали отождествлять с меркантилизмом — политикой накопления денежной массы в стране.
Почему всё это появилось? Дело в том, что каждая страна хочет стать богатой. И вот вам вопрос «на засыпку»: от чего зависит богатство страны? По мнению Адама Смита она зависит от количества материальных благ. Своими словами — чем больше у тебя вещей, тем ты богаче. Чем больше вещей, товаров циркулирует в государстве — тем оно богаче.
Отсюда и берет свое начало концепция, которая прямо противоположна протекционизму — фритредерство (от английского free treider — свободная торговля). Ее сторонники считают: чтобы государство стало богатым — надо чтобы оно открыло границы для всех внешних производителей. Тогда на его территорию хлынут товары, и оно станет богатой. Ведь где развивается торговля — там и есть много денег! Вроде бы железная логика! Но на самом деле не всё так просто….
Чтобы понять, какая из названных стратегий (протекционизм/фритредерство) делает страну богатой, надо понять самую суть каждой из них.
Когда нужен протекционизм? М-м? Как думаете? Правильно! Когда страна слабая в производственном плане. Когда в ней нет развитого производства.
Фридрих Лист 1789 — 1846. Немецкий экономист и публицист
Фридрих Лист, чья книга стала настольной книгой О. фон Бисмарка, полагал, что все страны проходят пять стадий экономического развития:
- дикое состояние;
- пастушество;
- земледелие;
- земледелие и мануфактура;
- земледелие, мануфактура и коммерция.
Если страна находится на первых трех стадиях, то она может свободно торговать с кем угодно. Ведь особого производства у нее нет, и ей будут нужны промышленные и иные товары. Именно поэтому колонии Англии, Франции, Германии не испытывали экономического краха, когда им на неравноправных условиях навязывали торговые договоры великие державы.
Между прочим, при жизни Листа его идеи не пользовались популярностью. Он был этаким маргиналом на обочине экономической науки. Однако его идеи использовал Отто фон Бисмарк, чтобы совершить германское экономическое чудо во второй половине XIX столетия. Уверен, что его труды использовала и Япония, чтобы превратится из мяса на столе великих держав — в гостя на банкете (по меткому выражению Фукудзава Юкити).
Основные методы протекционизма
К мерам государственного протекционизма относятся: таможенные пошлины, квоты на импорт, стандарты и качество продукции, государственные субсидии.
Таможенные пошлины
Это один из главных инструментов протекционистской политики государства. В основном все формы таможенных пошлин взимаются со страны, которая импортирует. Такие пошлины (импортные или ввозные пошлины) повышают стоимость импорта, а значит и стоимость товара для конечного потребителя.
Квоты на импорт (импортная квота)
Это нетарифные количественные барьеры, которые устанавливаются в течение установленного периода на импорт определённых товаров. Самым строгим типом является эмбарго (ввоз или вывоз установленных товаров абсолютно запрещён).
Стандарты и качество продукции
В других странах могут быть более высокие или же, наоборот низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, производства исходного материала и др.
Это может привести к блокировке импорта определённого товара и, следовательно, увеличению объёма производства этой продукции внутри страны.
Государственные субсидии
Существуют прямые и косвенные. Прямые субсидии — это денежные выплаты предприятиям. Косвенные субсидии — сбережения (например: предприятия получают беспроцентные ссуды, налоговые льготы).
Страны, стремясь улучшить свой торговый баланс, могут предложить своим предприятиям субсидии на экспорт. Увеличивая свой экспорт, страны стимулируют отечественный бизнес к глобальному расширению.
Пути решения
Существует несколько путей решения данной проблемы.
- Выбор политики протекционизма, направленной на временное ограничение ввоза импортной продукции, установлением пошлин и других средств, поддерживающих производство аналогичных внутренних товаров и услуг внутри страны.
- Выбор политики глобального отрытого рынка (фритредерства), в рамках осуществления которой государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу внешней торговли.
- В-третьих же можно предложить сочетание этих подходов (умеренную торговую политику). С моей точки зрения, наиболее адекватным и реально осуществимым является третий вариант.
Так, в рамках умеренной торговой политики государство вмешивается в международную торговлю, как правило, только в случае необходимости этого, с целью защиты национального производства. Например, когда производители на международном рынке пользуются средствами, ограничивающими конкуренцию (например, демпингом цен). Кроме того, протекционизм может быть полезен в случае кризиса. Это подтверждает успешный опыт экономической политики США после Великой депрессии, называемый кейнсианством (в честь экономиста Джона Кейнса, обосновавшего эффективность политики протекционизма в краткосрочной и среднесрочной перспективе, сыгравшего большую роль в восстановлении экономики Америки после кризиса). Таким образом, умеренная торговая политика помогает справиться с проблемами, возникающими в экономике государства.
В остальных же случаях, как правило, используются принципы фритредерства. А. Смит отмечал, что открытый рынок способствует специализации стран, взаимовыгодной международной торговли, тем самым увеличивая благосостояние каждого государства. Конкуренция способствует модернизации производства, делает национальный продукт пригодным для экспорта. Ярким примером является Всемирная торговая организация, в которую входит более 150 стран, в том числе и Россия. Она обеспечивает либерализацию международной торговли, не допускает «нечестную игру», устанавливая тарифы
Получается, что умеренная торговая политика помогает обеспечить рост экономики в долгосрочной перспективе, что важно, когда экономика страны находится в стабильном состоянии
40.1. Природа свободной торговли
Свободная торговля — это торговля между странами без каких-либо ограничений.
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна: 1) производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и 2) обменивать товары, на которых она специализируется, на те продукты, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, то мировая экономика может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. Иначе говоря, каждая свободно торгующая страна может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми она располагает. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.
В пользу свободной торговли выдвигаются чрезвычайно веские аргументы (см. рис. 40.1):
- способствует взаимовыгодному международному разделению труда;
- увеличивает реальный валовой национальный продукт всех стран;
- создает возможность повышения уровня жизни населения на всем земном шаре.
Довод в пользу свободной торговли основан на том, что международная специализация в соответствии с законом сравнительного преимущества дает возможность повысить производительность труда. Это способствует увеличению объема мирового производства, и все страны оказываются в состоянии повысить жизненный уровень. Экономисты-либералы считают, что свободная торговля между странами с различными уровнями жизни является наиболее взаимовыгодной:
- в условиях свободной торговли товары обмениваются по ценам, базирующимся на международных средних издержках производства;
- каждая страна будет специализироваться на таком товаре, в производстве которого она обладает сравнительным преимуществом, экспортируя излишки этой продукции в обмен на товары, импортируемые из-за границы;
- национальное производство не может быть эффективным. А эффективное производство всегда лучше неэффективного; в условиях свободной торговли заработная плата в каждой стране имеет тенденцию повышаться в экспортных отраслях, а не снижаться до уровня отраслей с низкой эффективностью, производящих товары, которые страна импортирует.
Введение таможенных пошлин (т. е. налога — тарифа) на импортные товары и услуги принципиально изменяет природу свободной торговли и приводит к формированию торговли таможенной защиты, или протекционизма.