Где живут богато: список стран с лучшим индексом экономической свободы

Индекс экономической свободы

Чем индекс может быть полезен инвесторам

Отслеживая динамику индекса с течением времени и анализируя, как показатели тех или иных стран меняются от года к году, можно понять, в экономику каких государств более перспективно вкладывать свои сбережения.

Индекс экономической свободы может дать представление о том, каковы потенциальные возможности тех или иных стран, и могут ли они представлять интерес для международных инвесторов.

Так, положительная динамика могла бы побудить к увеличению размера вкладываемого капитала в экономику выбранной страны, а отрицательная, наоборот, к его сокращению.

На сегодня это все, благодарю за внимание. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы своевременно узнавать о самых актуальных и полезных новостях из мира финансов и инвестиций

Свободный рынок услуг

Единый рынок услуг на территории Евразийского экономического союза начал действовать с момента вступления в силу договора. На первом этапе в перечень свобод вошли 43 сектора, где предпринимателям могут свободно поставлять и получать услуги. В мае 2018 года данный перечень был дополнен ещё девятью секторами. Тем самым в единый рынок было переведено около 50% всех услуг.

Так, в список вошли сферы в области строительства, торговли, франчайзинга, проката предметов личного пользования, аренды машин и оборудования, архитектуры, программирования, услуги сельского, лесного и охотничьих хозяйств, по обработке грузов, транспортных агентств, услуги исследования рынка и фотоуслуги.

На практике это означает, что теперь, к примеру, строительные организации, у которых есть соответствующая лицензия, из любой страны союза могут работать на территории другого государства-члена ЕАЭС без повторной регистрации, получения разрешительных документов и подтверждения профессиональной квалификации персонала. Также в рамках единых рынков бизнес может рассчитывать на равные ставки налогообложения, автоматическое признание образования, но пока не по всем специальностям.

Вместе с тем при всех возможностях предоставляемых поставщикам услуг на рынке ЕАЭС существует и ряд ограничений: договором предусмотрены случаи, когда страны могут вводить ограничительные или даже защитные меры для своих внутренних рынков. Кроме того, трудностями в либерализации опять же является национальные законодательства стран, в которых заложено множество особенностей и требований. В результате из 43 секторов услуг единого рынка только 29 действуют для всех стран-участниц. При этом государства-члены в соответствии с договором о союзе закрепили для себя изъятия и сохраняемые «горизонтальные» ограничения в отношении всех секторов и видов деятельности.

К примеру, для Казахстана исключениями являются шесть секторов, где правила единого рынка не применяются, а по восьми – правила единого рынка начнут действовать с 2025 года, для Беларуси установлен переходный период до 1 января 2020 года по сектору услуг в области рекламы. Единый рынок услуг бюро путешествий и турагентств для всех государств-членов должен был начать своё действие только с 1 декабря 2019 года, но при условии принятия нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность введения реестра поставщиков туристических услуг на бесплатной, бессрочной, необременительной и уведомительной основе.

В 2017 году в работу было принято 20 планов либерализации, итогом которой будет расширение единого рынка услуг до 60%.

По мнению директора департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галии Джолдыбаевой, пять лет – это короткий срок для полноценной оценки эффективности работы союза.

«Работа сейчас проводиться и сказать, что они реализовались (нельзя. – Авт.)… Все-таки прошёл короткий срок, договор был подписан буквально пять лет назад. Конечно, есть некоторые пробуксовки в вопросах. Когда принимали решение ещё в 2014 году о том, что будет единый рынок услуг, то сразу главами государств было принято решение о 43 секторах. Сегодня мы понимаем, что эти сектора в некотором роде даже фрагментированы, то есть принимались не секторальные решения, а какая-то часть услуг выхватывалась и отдавалась в единые рынок, а какая-то часть оставалась», – поделилась Галия Джолдыбаева.

Она отметила, что на данный момент, необходимо решить проблемы по обмену информацией между ведомственными органами всех стран, а также недостаточную имплементированность национальных законодательств для работы в едином рынке услуг. По словам эксперта, ряд проблем можно решить путём административного сотрудничества.

«И мы предлагаем сегодня рассмотреть возможность имплементации в законодательство тех правил, которые возникают на наднациональном уровне, то есть тех документов, которые принимаются на уровне высшего совета ЕАЭС либо совета комиссии и межправительственного совета. Также нам необходимо, чтобы ведомства между собой вырабатывали механизмы взаимодействия именно с целью предупреждения правонарушений и для ответственности недобросовестных поставщиков», – подчеркнула эксперт.

Что означает экономическая свобода?

Экономическая свобода — это характеристика, которой может обладать конкретная экономическая система. Например, капиталистические системы обычно обеспечивают большую экономическую свободу по сравнению с коммунистическими или социалистическими системами. Эта свобода может быть реализована посредством свободных рынков с низким уровнем участия государства, свободной торговли и адекватной защиты частной собственности. С другой стороны, экономическая свобода также может быть гарантирована наличием диверсифицированного рынка, на котором потребители могут выбирать из множества вариантов для удовлетворения своей конкретной потребности.

Метод измерения

Рейтинг 2022 года оценивает данные от 0 до 100, где 0 означает «отсутствие экономической свободы», а 100 означает «полную экономическую свободу». Есть двенадцать аспектов, разделенных на четыре категории.

Двенадцать показателей, измеряемых индексом, описаны и классифицированы таким образом Фондом наследия и Wall Street Journal по четырем широким категориям, каждая из которых содержит три подразделения:

  • Верховенство закона : права собственности, честность правительства, эффективность судебной системы.
  • Размер правительства : фискальное бремя, государственные расходы, фискальное здоровье.
  • Эффективность регулирования : легкость ведения бизнеса, свобода работы, свобода денежно-кредитной политики.
  • Открытие рынка (свободная торговля) : свободная торговля, свобода инвестиций и финансовая свобода. ]

Согласно Фонду «Наследие», предпосылка состоит в том, чтобы найти некую связь между этой концепцией, применяемой к рынку, и институтами, которые делают его возможным, и социальным развитием в целом. Карл Шрамм, написавший первую главу Индекса 2008 года, утверждает, что города средневековой Италии и города Среднего Запада середины девятнадцатого века в Соединенных Штатах процветали в той мере, в какой они обладали экономической текучестью и институциональной адаптируемостью, созданными указанной концепцией. ]

Рейтинг 2018

Страна Классифицировать Счет Эволюция
Гонконг 1 90,2 0,4
Сингапур 2 88,8 0,2
Новая Зеландия 3 84,2 0,5
Швейцарский 4 81,7 0,2
Австралия 5 80,9 0,1
Ирландия 6 80,4 3,7
Эстония 7 78,8 0,3
Соединенное Королевство 8 78,0 1.6
Канада 9 77,7 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 77,6 0,7
Исландия 11 77,0 2,6
Дания 12 76,6 1.5
Тайвань 13 76,6 0,1
Люксембург 14 76,4 0,5
Швеция 15 76,3 1.4
Грузия 16 76,2 0,2
Нидерланды 17 76,2 0,4
Соединенные Штаты 18 75,7 0,6
Литва 19 75,3 0,5
Чили 20 75,2 1.3
Маврикий 21 год 75,1 0,4
Малайзия 22 74,5 0,7
Норвегия 23 74,3 0,3
Чехия 24 74,2 0,9
Германия 25 74,2 0,4
Финляндия 26 год 74,1 0,1
Южная Корея 27 73,8 0,5
Латвия 28 год 73,6 1.2
Катар 29 72,6 0,5
Япония 30 72,3 2,7
Израиль 31 год 72,2 2,5
Австрия 32 71,8 0,5
Фруктовый салат 33 71,3 0,6
Макао 34 70,9 0,2
Ботсвана 35 год 69,9 0,2
Вануату 36 69,5 2.1
Румыния 37 69,4 0,3
Уругвай 38 69,2 0,5
Руанда 39 69,1 1.5
Ямайка 40 69,1 0,4
Казахстан 41 год 69,1 0,1
Колумбия 42 68,9 0,8
Перу 43 год 68,7 0,2
Армения 44 год 68,7 1.6
Польша 45 68,5 0,2
Мальта 46 68,5 0,8
Болгария 47 68,3 0,4
Кипр 48 67,8 0,1
Святой Винсент и Гренадины 49 67,7 2,5
Бахрейн 50 67,7 0,8
Санкт-ЛЮСИЯ 51 67,6 2,6
Бельгия 52 67,5 0,3
Таиланд 53 67,1 0,9
Панама 54 67,0 0,7
Венгрия 55 66,7 0,9
Косово 56 66,6 1.3
Коста-Рика 57 год 65,6 0,6
Турция 58 65,4 0,2
Словакия 59 65,3 0,4
Испания 60 65,1 1.5
Филиппины 61 65,0 0,6
Иордания 62 64,9 1,8
Мексика 63 64,8 1.2
Словения 64 64,8 5,6
Албания 65 64,5 0,1
Доминика 66 64,5 0,8
Азербайджан 67 64,3 0,7
Черногория 68 64,3 2.3
Индонезия 69 64,2 2.3
Бруней 70 64,2 5,6
Франция 71 63,9 0,6
Португалия 72 63,4 0,8
Гватемала 73 63,4 0,4
Багамы 74 63,3 2.2
Сальвадор 75 63,2 0,9
Тонга 76 63,1 0,1
Южная Африка 77 63,0 0,7
Кыргызстан 78 62,8 1,7
Италия 79 62,5 0,0
Сербия 80 62,5 3,6
Кувейт 81 год 62,2 2,9
Парагвай 82 62,1 0,3
Уганда 83 62,0 1.1
Фиджи 84 62,0 1.4
Кот-д’Ивуар 85 62,0 1.0
Марокко 86 61,9 0,4
Бутан 87 61,8 3,4
Сейшельские острова 88 61,6 0,2
Доминиканская Республика 89 61,6 1.3
Самоа 90 61,6 3.1
Босния и Герцеговина 91 61,4 1.2
Хорватия 92 61,0 1.6
Оман 93 61,0 1.1
Гондурас 94 60,6 1,8
Буркина-Фасо 95 60,0 0,4
Зеленая кепка 96 60,0 3.1
Танзания 97 59,9 1.3
Саудовская Аравия 98 59,6 4.8
Тунис 99 58,9 3,2
Никарагуа 100 58,9 0,3
Камбоджа 101 58,7 0,8
Гайана 102 58,7 0,2
Намибия 103 58,5 4.0
Нигерия 104 58,5 1.4
Молдова 105 58,4 0,4
Таджикистан 106 58,3 0,1
Россия 107 58,2 0,1
Беларусь 108 58,1 0,5
Габон 109 58,0 0,6
Китай 110 57,8 0,4
Шри-Ланка 111 57,8 0,4
Тринидад и Тобаго 112 57,7 3.5
Мали 113 57,6 1.0
Соломоновы острова 114 57,5 2,5
Греция 115 57,3 2.3
Белиз 116 57,1 1.5
Барбадос 117 57,0 2,5
Гвинея-Бисау 118 56,9 0,8
Мадагаскар 119 56,8 0,6
Доброкачественный 120 56,7 2,5
Коморские острова 121 56,2 0,4
Гана 122 56,0 0,2
Эсватини 123 55,9 5.2
Гаити 124 55,8 6.2
Монголия 125 55,7 0,9
Сенегал 126 55,7 0,2
Папуа — Новая Гвинея 127 55,7 4.8
Бангладеш 128 55,1 0,1
Кения 129 54,7 1.2
Индия 130 54,5 1.9
Пакистан 131 54,4 1.6
Замбия 132 54,3 1.5
Непал 133 54,1 1.0
Мавритания 134 54,0 0,4
Мьянма 135 53,9 1.4
Лесото 136 53,9 0,0
Сан-Томе и Принсипи 137 53,6 1,8
Лаос 138 53,6 0,4
Египет 139 53,4 0,8
Ливан 140 53,2 0,1
Вьетнам 141 53,1 0,7
Эфиопия 142 52,8 0,1
Микронезия 143 52,3 1,8
Аргентина 144 52,3 1.9
Гамбия 145 52,3 1.1
Гвинея 146 52,2 4.6
Конго-Киншаса 147 52,2 4.3
Малави 148 52,1 0,2
Камерун 149 52,0 0,1
Украина 150 51,9 3.8
Сьерра-Леоне 151 51,8 0,8
Узбекистан 152 51,5 0,8
Бразилия 153 51,4 1.5
Афганистан 154 51,1 2,4
Мальдивы 155 51,1 0,8
Иран 156 50,0 0,4
Бурунди 157 50,9 2.3
Либерия 158 50,9 1,8
Кирибати 159 50,8 0,1
Нигер 160 49,5 1.3
Судан 161 49,4 0,6
Чад 162 49,3 0,3
Центрально-Африканская Республика 163 49,2 2,6
Ангола 164 48,6 0,1
Эквадор 165 48,5 0,8
Суринам 166 48,1 0,1
Восточный Тимор 167 48,1 1,8
Идти 168 47,8 5,4
Туркменистан 169 47,1 0,3
Мозамбик 170 46,3 3,6
Джибути 171 45,1 1.6
Алжир 172 44,7 1,8
Боливия 173 44,1 3,6
Зимбабве 174 44,0 0,0
Экваториальная Гвинея 175 42,0 3.0
Эритрея 176 41,7 0,5
Конго Браззавиль 177 38,9 1.1
Куба 178 31,9 2.0
Венесуэла 179 25,2 1,8
Северная Корея 180 5,8 0,9

Индексы

Индекс экономической свободы — Фонд наследия и Wall Street Journal

Индекс экономической свободы Heritage Foundation 2018

Индекс экономической свободы — это серия из 12 экономических показателей, созданных Фонд наследия и Wall Street Journal. Согласно Heritage Foundation, определение индекса таково: «Экономическая свобода — это фундаментальное право каждого человека контролировать свой труд и собственность. В экономически свободном обществе люди могут работать, производить, потреблять и инвестировать в любую как им заблагорассудится, причем эта свобода защищена государством и не ограничена государством. В экономически свободных обществах правительства позволяют труду, капиталу и товарам свободно перемещаться и воздерживаются от принуждения или ограничения свободы сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания сама свобода «.

Индекс оценивает страны по 12 основным факторам экономической свободы, используя статистику таких организаций, как Всемирный банк, то Международный Валютный Фонд и Economist Intelligence Unit:

  • Свобода бизнеса
  • Свобода торговли
  • Денежная свобода
  • Размер правительства
  • Фискальная свобода
  • Права собственности
  • Свобода инвестиций
  • Финансовая независимость
  • Свобода от коррупции
  • Свобода труда

12 факторов одинаково усредняются в общий балл.

Экономическая свобода мира — Институт Фрейзера

Ежегодный Экономическая свобода мира является показателем экономической свободы, созданным Джеймсом Гвартни и Робертом Лоусоном, и опубликован канадским Институт Фрейзера. В этом индексе используется определение экономической свободы, подобное laissez-faire капитализм и он использовался более широко, чем любая мера экономической свободы. Его использование частично связано с более длительным охватываемым периодом (данные существуют за 1980–2008 гг.) И тем фактом, что этот индекс построен на основе информации третьих лиц (в отличие от индекса, созданного Фонд наследия ). Согласно этому индексу, краеугольными камнями экономической свободы являются личный выбор, добровольный обмен, свобода конкуренции и безопасность частной собственности.

На практике индекс измеряет:

  • Размер правительства: расходы, налоги и предприятия
  • Юридическая структура и защита прав собственности
  • Доступ к надежным деньгам
  • Свобода международной торговли
  • Регулирование кредита, труда и бизнеса

В отчете используются 42 различных переменных, собранных из различных источников (включая Всемирный банк, то Международный Валютный Фонд, и другие). Некоторые примеры: налоговые ставки, степень юридической независимости, инфляция ставки, затраты на импорт и регулируемые цены. Каждой из 5 областей, указанных выше, придается равный вес в окончательной оценке. Имеются оценки (в значительной степени зависят от имеющихся данных) по 141 стране.

Мировой обзор экономической свободы — Freedom House

Freedom House опубликовал показатель экономической свободы в 1996 г., но публикация этого показателя была прекращена. Они определили экономическую свободу через два измерения — отсутствие нарушений государством прав граждан на обмен товарами и услугами и установление государством правил, регулирующих контракты, права собственности и другие институциональные предпосылки, необходимые для ведения экономической деятельности. Для определения уровня экономической свободы Freedom House использовала шесть показателей:

  • свобода владеть собственностью
  • свобода зарабатывать на жизнь
  • свобода ведения бизнеса
  • свобода вкладывать свои заработки
  • свобода международной торговли
  • свобода участия в рыночной экономике

Индия

Для Индии были предложены две разные меры, обе называемые Индексом экономической свободы для Индии. Один производится Бибек Деброй, Шубашис Гангопадхьяй и Лавиш Бхандари и придает большое значение мерам обоих позитивная свобода и отрицательная свобода. Другой — адаптация меры Института Фрейзера, разработанная Институтом современных исследований Раджива Ганди.

Центральная Азия

В Индексе экономической свободы за 2016 год Кыргызская Республика и Таджикистан оказались «в основном несвободными», заняв 96-е и 149-е места 178 соответственно. Узбекистан (№166) и Туркменистан (№174) попали в категорию «репрессированных». Крупнейшая экономика в регионе, Казахстан опережает все другие страны Центральной Азии и соседнюю Россию. Казахстан занял 63,6 балла из 100, заняв 68-е место из 178 стран, что на одно место лучше, чем в прошлом году.

Тайвань

Еще один азиатский тигр, Тайвань (80,7 из 100), пожинает успехи грамотной политики прошлых десятилетий. «Экономическое чудо», совершенное во второй половине прошлого века, позволило сформироваться могучей и высокотехнологичной экономике, участники которой могут чувствовать высокую степень свободы. Это привлекает иностранных инвесторов и партнеров, что еще благотворнее сказывается на экономике Тайваня

Важно отметить: экономическая свобода для Тайваня — необходимость. «Силиконовый щит» — достояние высокотехнологичной экономики страны — обеспечивает во многом политическую независимость острову, в том числе от материкового Китая

Особые соображения

В последнем выпуске индекса наследия были исключены два региона, которые ранее занимали первые места по уровню экономической свободы: Гонконг и Макао. Гонконг ранее занимал первое место в течение 25 лет, прежде чем его уступил Сингапур в 2020 году из-за восприятия ужесточения контроля со стороны правительства материкового Китая.

В примечании, сопровождающем Индекс 2021 года, Фонд «Наследие» пояснил, что Гонконг был исключен, поэтому индекс будет охватывать только те места, «где правительства осуществляют суверенный контроль над экономической политикой». Хотя оба региона продолжают проводить выгодную политику, объяснил Фонд, «эта политика в конечном итоге контролируется из Пекина».

Официальные лица Гонконга возражали против этого упущения, назвав утверждение о контроле Пекина «непродуманным и неверным».

Индекс экономической свободы: определение и суть понятия

Что такое индекс экономической свободы?

Индекс экономической свободы (ИЭС) – это совокупность показателей, отражающих уровень экономической свободы в стране. ИЭС является комплексной оценкой правительственной политики, направленной на защиту собственности, обеспечение прав на свободное предпринимательство, свободу торговли и инвестирования, а также на минимизацию государственных регуляций и ограничений.

Как измеряется ИЭС?

ИЭС измеряется по 12 критериям, каждый из которых содержит несколько подкритериев. К таким критериям можно отнести защиту собственности, стабильность валюты, свободу торговли, налоговую свободу и другие. Оцениваются данные показатели на основе информации официальных источников, аналитических материалов и мнений экспертов с использованием шкал и масштабов от 0 до 100 баллов.

Зачем нужен ИЭС?

ИЭС является важным инструментом для оценки благополучия страны и ее экономического развития. Чем выше ИЭС, тем более свободной и конкурентоспособной считается экономика страны. Высокий ИЭС способствует притоку инвестиций, росту производства, увеличению конкуренции, улучшению условий для различных видов предпринимательской деятельности и, как следствие, повышению уровня жизни.

Как повысить ИЭС?

Повышение ИЭС может быть достигнуто путем уменьшения государственного вмешательства в экономику, увеличения свободы торговли, реформы налоговой системы, установления честной конкуренции и других мер, направленных на снижение регулирования и увеличение свободы предпринимательства.

Компоненты индекса

Индикаторы, составляющие индекс:

Право на собственность: Это степень, в которой правовая база страны гарантирует накопление собственности физическим лицам. То есть, например, учитывается степень защиты прав собственности от экспроприации.

Свобода от коррупции: Этот индикатор измеряет уровень коррупции. Чем больше коррупция, тем больше ненадежность и неопределенность в отношении экономической стабильности.

Фискальная свобода: В этом случае измеряется налоговая нагрузка. Налоги снижают эффективный уровень доходов жителей. Поэтому в идеале налоговая нагрузка должна быть как можно меньше.

Государственные расходы: Эта мера направлена ​​на то, чтобы снять бремя, которое государство возлагает на своих жителей, исходя из понесенных им расходов. В какой-то момент уровень расходов становится чрезмерным в ущерб населению.

Коммерческая свобода: Эта мера направлена ​​на устранение юридических ограничений, которые действуют на компании. Ограничение оптимального функционирования компаний препятствует инвестициям и производству.

Свобода труда: В данном случае он предназначен для измерения условий труда и ограничений компаний в этой области

В этом смысле, например, принимаются во внимание такие меры, как выходное пособие, срок пребывания в должности и коэффициент участия.

Денежная свобода: Он учитывает такие элементы, как стабильность цен и введение искажающих механизмов контроля.

Свобода торговли: Этот индикатор учитывает наличие торговых барьеров, таких как тарифы и квоты. Эти меры препятствуют торговле и инвестициям в развитие местной промышленности.

Свобода инвестиций: Чем ниже ограничения на поток капитала, тем больше стимулов для инвестиций

Свободная экономика не устанавливает ограничений на эти потоки и не проводит различия между национальными и иностранными инвестициями. Также предполагается наличие валютного контроля.

Финансовая независимость: Этот показатель относится к свободе работы отечественного банковского сектора. Идеальный сценарий — это контролирующая среда Центрального банка с минимальным вмешательством государства.

Возврат

Согласно Freedom House , «существует статистически доказанная сильная корреляция между уровнем политической свободы, измеренной Freedom House, и экономической свободой, измеренной опросом Wall Street Journal / Heritage Foundation. «

Программа Millennium Challenge Account , программа государственной помощи США для зарубежных стран, использовала индикатор свободной торговли, чтобы определить, какие страны получат помощь.

Критики, такие как Джеффри Сакс , оспаривают предположение, что экономическая открытость обязательно ведет к лучшему росту. В своей книге «Конец бедности» Сакс графически сравнил показатели страны с ростом ВВП на душу населения в период с 1995 по 2003 год, утверждая, что демонстрирует отсутствие корреляции между показателями страны и ее экономическим ростом. Сакс показал в качестве примеров, что страны с хорошими оценками, такие как Швейцария и Уругвай, имеют застойные экономические показатели, в то время как другие, такие как Китай , с более низкими оценками, растут очень сильно.

В ОАЭ под сомнение рейтинг экономической свободы своей страны , полученный в 2008 году, сравнивая это довольно средний рейтинг с хорошими оценками , полученных от других показателей , таких как Transparency International и Moody ‘ s . Они также отметили, что этот отчет был «ненадежным», поскольку методология менялась дважды в 2007 и 2008 годах.

Стефан Карлссон из Института Людвига фон Мизеса поставил под сомнение полезность индекса, учитывая расплывчатость многих категорий, используемых для определения этой свободы

Джон Миллер, журналист Dollars & Sense (более левого бизнес-журнала), раскритиковал Индекс за невзвешенность показателей экономической свободы и неспособность принять во внимание усилия правительств по поддержке экономики. По его словам, это приводит к тому, что богатые и / или консервативные страны с сильными экономическими барьерами помещаются на первое место в списке, а бедные и / или социалистические страны с меньшими торговыми ограничениями оказываются внизу

Согласно экономическому информационному бюллетеню Left Business Observer , этот индекс имеет лишь 10% статистическую корреляцию с одним из классических показателей экономического роста — ВВП на душу населения .

Цель

На веб-сайте Heritage Foundation говорится, что «Экономическая свобода — это фундаментальное право каждого человека контролировать свой труд и собственность. В экономически свободном обществе люди могут работать, производить, потреблять и инвестировать как им заблагорассудится. В экономически свободных обществах правительства позволяют труду, капиталу и товарам свободно перемещаться и воздерживаются от принуждения или ограничения свободы сверх той степени, которая необходима для защиты и поддержания самой свободы ». Публикуя ежегодные отчеты, фонд пытается выявить, где такие свободы есть, а где нет.

Фонд Heritage Foundation сообщает, что верхние 20% по индексу имеют вдвое больший доход на душу населения, чем представители второго квинтиля, и в пять раз больше, чем нижние 20%. Карл Шрамм , написавший первую главу Индекса 2008 года, утверждает, что города средневековой Италии и города Среднего Запада Америки середины XIX века процветали в той степени, в которой они обладали экономической подвижностью и институциональной адаптивностью, созданной экономической свободой.

По словам Уилла Уилкинсона из либертарианского аналитического центра Cato Institute , исследования показывают, что более высокая экономическая свобода сильно коррелирует с более высоким уровнем счастья, о котором сообщают сами люди. По словам экономистов Томи Оваски и Ре Такашима, исследования экономической свободы показывают, что «люди безошибочно заботятся о том, в какой степени общество, в котором они живут, предоставляет им возможности и свободу для реализации новых проектов, решительно с учетом своих личных предпочтений и делая выбор на основе их личных предпочтений. »

Согласно Институту Катона, более высокая экономическая свобода способствует участию и сотрудничеству. Также утверждается, что более высокая экономическая свобода чрезвычайно важна для предотвращения войн; согласно их расчетам, свобода примерно в 54 раза эффективнее демократии (по шкале Демократии ) в уменьшении насильственных конфликтов.

Как измерить экономическую свободу?

В мировой практике наибольшую популярность получила методика, позволяющая оценить экономическую свободу на основе 12 количественных и качественных факторов, сгруппированных в четыре базовые категории экономических свобод:

  1. Верховенство закона (право собственности, неподкупность правительства, эффективность судебной системы).
  2. Влияние правительства (государственные расходы, налоговое бремя, фискальная политика, экономическая политика).
  3. Регулятивная эффективность (свобода бизнеса, свобода труда, денежная свобода).
  4. Открытость рынков (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода).

Каждая из двенадцати экономических свобод в этих категориях оценивается по шкале от 0 до 100. Общий балл страны получается путем усреднения этих двенадцати экономических свобод, причем каждой из них присваивается равный вес.

О понятии

Различные СМИ часто упоминают этот индекс как один из наиболее значимых для оценки уровня жизни населения той или иной страны. Но сами авторы исследования подразумевают под «индексом свободы» нечто большее.

Эксперты The Heritage Foundation трактуют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой».

Если простыми словами, то экономическая свобода здесь означает экономическую независимость граждан и страны в целом.

По их мнению (стоит заметить, весьма справедливому), долгосрочное процветание возможно только в той стране, где установлены низкие налоговые ставки, имеются признаки финансовой стабильности, сильное право частной собственности, открытость для внешнеэкономической торговли и иностранных инвестиций, разумное регулирование и ограничение полномочий правительства.

Индекс экономической свободы был разработан консервативным американским аналитическим центром «Фонд наследия» (Heritage Foundation) в 1995 году. Его также публикует канадский аналитический центр Fraser Institute.

Степень свободы в индексе вычисляется как среднее арифметическое 12-ти показателей, которые измеряются по шкале от 0 до 100, где 100 – это максимальная свобода, а 0, соответственно, минимальная.

Все двенадцать компонентов индекса разделены на 4 категории:

Категория верховенства закона:

  1. Защита прав собственности.
  2. Эффективность юридической системы.
  3. Свобода от коррупции.

Категория ограниченной государственной власти:

  1. Налоговая свобода.
  2. Государственные расходы.
  3. Финансовая свобода.

Категория эффективности государственного регулирования:

  1. Свобода бизнеса.
  2. Свобода трудовых отношений.
  3. Монетарная свобода.

Категория открытости рынка:

  1. Свобода торговли.
  2. Свобода инвестиций.
  3. Финансовая независимость.

Для расчетов используются данные мировых организаций – Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Статистической службы Европейского союза, Экономической комиссии ООН, Африканского и Азиатского банков развития, а также аналитика крупных консалтинговых компаний и официальные издания.

Исходя из вышеперечисленных показателей, все страны делятся на следующие группы:

  • свободные (показатель от 80 до 100);
  • в основном свободные (значение от 70 до 79,9);
  • умеренно свободные (со значением от 60 до 69,9);
  • в основном несвободные (с показателем от 50 до 59,9);
  • деспотичные (значение от 0 до 49,9).

Итоги пяти лет интеграции

Страны-члены союза очень эффективно возводят нетарифные барьеры, считает директор общественного фонда «Центр прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, с которыми борется Евразийская экономическая комиссия, однако её полномочия весьма ограничены.

«Вопрос в том, что эти барьеры создаются не целенаправленно, а, скажем так, спонтанно. Есть отраслевые лоббисты и местные региональные власти, которые могут их возводить и достаточно успешно. Ни комиссия, ни общие решения ничего не могут с этим сделать. Здесь ничего не остаётся, кроме планомерной работы», – сказал Рахим Ошакбаев.

Он добавил, что согласно заявленным планам и принятым обязательствам ещё через пять лет существования союза должны начать работать единые рынки в различных отраслях. И для Казахстана остаётся большим вызовом получение экономической выгоды из интеграционного объединения.

«К сожалению, наши ожидания по увеличению экспорта в страны ЕАЭС не оправдались, и это в большей степени не только проблема нетарифных барьеров, но и нашей низкой конкурентоспособности, поэтому эта задача остаётся. Я бы не хотел делать из этого какие-то негативные выводы в отношении интеграционного объединения. По большому счёту в долгосрочной перспективе доступ на этот единый рынок нужен», – отметил экономист.

По мнению аналитика Газиза Абишева, если рассматривать выгоды от ЕАЭС, то в первую очередь они касаются малых стран: «Для России с её размерами союз большого экономического значения не играет, он для неё – больше политический проект».

«Главное достижение – усиление конкуренции на рынке. Да, можно сказать, что страдают казахстанские производители. Но на длинной дистанции это хорошо: выживают сильнейшие, государство вынуждено прогибаться под давлением бизнеса, эволюционировать перед лицом иностранной бизнес-интервенции. На мировом рынке все будет намного жёстче, чем в ЕАЭС. Главная проблема: так и не удалось заманить в ряды ЕАЭС хотя бы одну непостсоветскую страну, которая вошла бы или ассоциировалась с союзом не по инерции, а потому что это выгодно и безопасно. Значит, для них преимущества союза не так очевидны», – сказал он.

Список участников юбилейного заседания обширен: в Нур-Султан прибудут главы государств-членов Евразийского экономического союза и первого Президента РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев, которого, как стало известно, назначат почётным председателем союза. В настоящее время такой должности не существует, поэтому рамки будущих полномочий ещё не определены. Известно лишь то, что он сможет представлять ЕАЭС перед внешними игроками.

Кроме того, ожидается участие президента Молдовы Игоря Додона в качестве главы государства-наблюдателя при ЕАЭС, президента Таджикистана Эмомали Рахмона в качестве почётного гостя и председателя исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева.

В повестку дня заседания включено множество вопросов от торговли и макроэкономики до международного экономического сотрудничества с третьими странами и конкуренции. Также члены высшего совета союза обсудят реализацию цифровой повестки за 2019 год, основные ориентиры макроэкономической политики государств на 2019-2020 годы и другие вопросы.

Планируется, что будет подписано совместное заявление по случаю пятилетия подписания договора о союзе и международный договор о формировании общего рынка электроэнергии ЕАЭС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заработок в Интернете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: