Малофункциональная альтернатива смартфонам
В июле 2019 г., как сообщал CNews, Борис Чернышов, занимавший на тот момент должность зампреда комитета Госдумы по образованию и науке, предложил выдавать ученикам телефон, созданный специально для них. Он назвал эти аппараты «шкулфонами», и, по его задумке, они должны были содержать лишь минимум программ и возможностей, чтобы ничего не отвлекало детей от учебы.
Борис Чернышов не стал говорить о наличии в его «шкулфонах», за разработкой которых он обратился в госкорпорацию «Ростех», доступа в интернет. По прошествии полутора лет российских школьников на «шкулфоны» так и не перевели, а сами устройства все еще не были представлены общественности.
Следует ли запретить использование телефонов в школе
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Имеются разные точки зрения и аргументы.
Некоторые категорически высказываются против электронных устройств, считая, что они не приносят никакой пользы, а только вредят учебному процессу и здоровью. Другие полагают, что нужно идти в ногу со временем, а смартфоны предоставляют множество возможностей для обучения. Запрещать их использование – значит прибегать к мерам, соответствующим средневековой инквизиции, когда любые прогрессивные идеи задушивались на корню.
Следует учитывать как положительные, так и отрицательные стороны использования телефонов. Последних немало.
Во-первых, использование смартфонов во время уроков отвлекает внимание учеников. Во-вторых, в перерывах между уроками дети менее активно общаются друг с другом, играют и бегают, вместо этого многие школьники углубляются в свои гаджеты
В результате перерыв, который предназначен для восстановления сил и отдыха, ученики проводят, затерявшись в своих телефонах, что не только вредно для их здоровья, но и лишает их навыков общения.
Нужно отметить
Кроме того, существует мнение о том, что использование телефонов приводит к усилению социально-психологического разрыва между учащимися.
Однако, несомненно, использование гаджетов в образовательном процессе имеет существенные преимущества, такие как быстрый доступ к различным источникам информации и возможность более глубокого анализа учебного материала. Однако, этот плюс имеет и минус: если информацию можно получить в течение нескольких секунд, она быстро теряет свою ценность, и мозг не запоминает ее на долгий срок.
Департамент образования ЯНАО: запрет мобильников на уроках действует давно
yle=»text-align:» class=»Typography_text__WDByQ Typography_size__15__DJDOw Typography_none__FajqV Typography_primary__29LdH «>Школы сами решают, как запрет на использование смартфонов будет реализован на практике. Кроме того, личные телефоны и планшеты детей, которые они приносят в школы, не должны применяться в образовательных программах, отметили в ведомстве. Школьная администрация вместе с родителями должны определить, когда выдавать детям мобильники — на переменах или после уроков. Сотовые телефоны у детей могут быть, чтобы позвонить, пообщаться, решить свои вопросы.
В департаменте образования ЯНАО напомнили, что общий запрет на использование мобильников на уроках ввели в школах более 2 лет назад. Он связан с тем, что у гаджетов маленький размер экрана, а это вредно для зрения и осанки ребенка.
Учитель может применять электронные средства, если они соответствуют определенным требованиям: диагональ интерактивной доски должна быть не менее 165,1 см, монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см.
Ранее «Красный Север» рассказывал, кто определяет порядок и сроки промежуточной аттестации в школе.
Как быть школе
С одной стороны, закон защищает собственность и права ребенка. А с другой — что делать школе? Не секрет, что во время уроков кто-то слушает педагога, а некоторые «залипают» в гаджетах.
Использование телефона непосредственно во время урока — нарушение обязанностей учащегося, закрепленных статьей 43 Федерального закона «Об образовании». Школьника можно привлечь к дисциплинарной ответственности: сделать замечание, выговор, отчислить из образовательной организации. Такие меры нельзя применять к дошкольникам, а также ученикам начальных классов и с ограниченными возможностями здоровья.
Татьяна Трубицына
старший помощник прокурора ЯНАО по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних
Родители также отвечают за поведение ребенка в школе. Они обязаны обеспечить соблюдение ребенком правил внутреннего распорядка образовательной организации. Если школьник нарушает запрет и достает во время урока телефон, чтобы поиграть или посмотреть переписку, его законных представителей могут привлечь к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию.
Существуют ли запреты на использование техники в разных странах?
Ограничительные меры по использованию техники существуют в нескольких странах Европы и Азии. Например, во Франции запрещено принимать в школу любые электронные устройства с интернетом. Однако, вопрос о регламентации этого запрета остаётся открытым.
В Германии это запрещено только в регионе Бавария, в остальных регионах школы могут устанавливать свои правила по обращению с гаджетами.
В Греции, Азербайджане и Таджикистане использование мобильных телефонов в школах запрещено. Но каждая страна имеет свои особенности. Например, в Великобритании каждая школа самостоятельно принимает решение об использовании электронных устройств. В результате некоторые школы позволяют использовать смартфоны для чтения учебников, в то время как другие строго запрещают проникновение любой техники в их стены.
Источники
-
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Одобрение санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологический стандарт к учреждениям воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи».Ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ. Первая часть.Ссылка: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239
- Конституция РФ от 12.12.1993 г. с изменениями от 01.07.2020 г. Ссылка: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595
Телефон как инструмент обучения
Использование телефона на уроке недопустимо не только для развлечения, но и с целью обучения. Об этом говорят санитарно-эпидемиологические правила, устанавливающие порядок проведения учебного процесса. Они запрещают проведение обучения через телефон, кроме исключительных случаев, когда ученики находятся на дистанционном обучении.
В методических рекомендациях Роспотребнадзора прямо указано на вред смартфонов — родителям и учителям рекомендовано провести с детьми разъяснительную работу по минимизации использования гаджетов, а также предусмотреть места для их хранения во время уроков (см. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях).
Это означает, что наличие и применение телефона учеником на уроке ничем не оправдывается. Следовательно, директора школ, учителя и родители должны действовать сообща, объясняя ученикам требования школы по запрете использования мобильных устройств на уроках.
Учитель и иное лицо не имеют право на то, чтобы:
- отбирать телефон, вырывать из рук, забирать телефон на перемене или уроке, забирать с парты или вытаскивать из портфеля;
- удерживать телефон или иное имущество школьника у себя, не отдавать его. Часто учителя не только забирают телефон, но и не отдают после завершения уроков. Действия педагога в данном случае незаконны;
- заставлять учеников сдавать телефоны и т.д.
Все перечисленные действия не укладываются в нормы действующего законодательства и считаются противоправными. Обсуждения о необходимости запретить телефоны в школах на законодательном уровне возникают постоянно, но закон на эту тему не принимали.
Варианты решения вопроса
Учителя и любые другие сотрудники учебного заведения не вправе отбирать телефон у ученика. Чтобы установить порядок на уроках и решить проблему, придется искать другие способы воздействия на учащихся:
- обсуждение с родителями и учениками правил поведения в школе, донесение до них требований о недопустимости использования телефона в учебное время;
- отказ от использования методов принуждения для исключения проблем и разбирательств;
- инструктаж персонала школы и учителей по поводу недопустимости отбирания телефона или иного имущества у детей.
Если ситуация выйдет из-под контроля действия учителя могут расцениваться как кража или грабеж, где применяется статья УК РФ 161. Чаще конфликт заканчивается мирным путем. Однако, чтобы не провоцировать такие ситуации, вопрос нужно решать иными способами.
Если с учеником договориться не получается, действовать нужно через родителей. К решению проблемы можно подключить школьного психолога и других специалистов.
Использование телефонов на ЕГЭ и ОГЭ
Есть мнение, что в момент проведения ЕГЭ и ОГЭ применяется особый порядок и существует закон о запрете телефонов в школе. Оно ошибочно, так как даже на ЕГЭ отбирать телефон никто не вправе. Именно поэтому участников экзамена просят заранее оставить телефон дома и не брать его с собой. Если школьник будет замечен с телефоном в руках, его действия могут расцениваться как списывание. За это ученика могут удалить с экзамена.
Отбирать телефон не имеют право даже в момент сдачи ЕГЭ или ОГЭ.
Кто выступал за запрет смартфонов
Российские чиновники на протяжении нескольких лет пытаются полностью запретить смартфоны в школах. Например, по информации «Известий», в таком ключе еще в августе 2018 г. высказывалась Ольга Васильева, на тот момент министр просвещения России. 15 января 2020 г. она покинула пост в связи с уходом Правительства России в отставку.
В середине сентября 2018 г. уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что детям нужно сдавать свои мобильники прямо при входе в школу. Она добавила тогда, что решение об изъятии у учеников средств связи должна принимать администрация образовательных учреждений.
Зампред Правительства Татьяна Голикова мнение Васильевой и Кузнецовой тогда не поддержала. В конце сентября 2018 г. она заявила, что тотальный запрет на мобильники в школах вводить не нужно – нужно придумать, как сделать так, чтобы школьники не отвлекались на них. «Тема сложная, она не должна звучать как запретительная. Но нужно подумать, как это организовать так, чтобы ребенок в школе учился, а не игрался», – сказала тогда зампред Правительства.
О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявляла и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.
Никаких смартфонов на уроках
Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях, то есть, в частности, для просмотра обучающих материалов во время занятий. Как пишет РИА «Новости», об этом запрете говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей от 28 сентября 2020 г., вступивших в силу 1 января 2021 г. Они будут действовать до 1 января 2027 г.
Об изменениях, запрещающих ученикам российских школ пользоваться смартфонами для учебы, упомянула начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун. Она рассказал о них во время общественных слушаний на тему «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Ограничения, которые вводит Роспотребнадзор, затрагивают исключительно смартфоны. Другими словами, школьники могут и дальше продолжать учиться, используя ноутбуки и планшетные компьютеры, хотя и к ним ведомство предъявляет внушительный список требований.