Протекционизм это…

Политика протекционизма – защита интересов отечественного производителя

Резюмируем

Протекционизм образно можно представить как спортсмена, который ездит по соревнованиям, на которых 0 соперников. Вроде что-то делает, показывает какие-то результаты, но медаль добывается не в конкурентной борьбе, а просто за факт приезда на турнир. Это буквально тайная комната, перед вами либо сильный атлет, либо пустышка. Но узнать этого вы не можете.

Сама идея носит положительный характер и призывы звучат красиво, но всё это в истории уже было. Люди пробовали, не получилось. Протекционизм хорош в узконаправленных областях на коротком промежутке времени. Дали возможность подняться и в бой, в мир конкуренции и капитализма. Там и посмотрим умеете вы делать бизнес или прекрасно себя чувствуете исключительно в неравной схватке, когда вам льготные кредиты и субсидии, а соперникам пошлины, дискредитация и эмбарго.

Во всех странах люди хотят гордится собственной, отечественной продукцией. Только в одних делают конкурентоспособный товар, а в других организуют турнир с одним участником и с улыбкой до ушей вешают на него медаль вручая кубок. Японцы сделали тойоту, чехи шкоду, шведы вольво. Автоваз сделал гранту, из-за ухода иностранных производителей повысил  цены вдвое, немного порадовался, а потом начал жаловаться на изобилие китайцев. Отсутствует повод для гордости и протекционизм ситуацию не изменит..

Импортозамещение: хорошо это или плохо?

Многие россияне, не без помощи СМИ, придерживаются точки зрения, что импортозамещение — это хорошо. Главные аргументы «за» — это экономическая независимость, поддержка отечественного бизнеса, рабочие места. Однако здесь очень хорошо подойдет всем известное выражение: «не все так однозначно».

Современная мировая экономика построена на принципах международной торговли. Все страны обмениваются своими товарами и услугами друг с другом в условиях конкуренции, за исключением стран, торговля с которыми запрещена международными санкциями, к их числу теперь относится и Россия.

Почему так? Дело в том, что любая, даже самая технологически развитая, страна не сможет идеально, качественнее и дешевле остальных производить все товары и услуги. Поэтому экономически нецелесообразно стремиться производить у себя абсолютно все: многие товары и услуги проще и выгоднее приобретать за рубежом. Точно так же как многие товары, произведенные у себя в стране, выгоднее продавать за рубеж.

Это если говорить о полном импортозамещении. Надеюсь, понятно, что оно невозможно в принципе. Но можно рассматривать частичное импортозамещение.

В масштабах государства все происходит примерно так же. Если определенная страна способна производить определенный продукт, как минимум, на уровне качества и цены других стран — хорошо. Если качественнее и дешевле — вообще замечательно. Но если получаются менее качественные и более дорогие товары — то необязательно это производить, проще и экономически целесообразнее купить.

Вопрос: а нужно ли такое импортозамещение? Если еще добавить, что на разработку и производство были выделены из бюджета и потрачены огромные деньги? Или все-таки проще купить зарубежные смартфоны в 2 раза дешевле?

В заключение выводы.

Импортозамещение — не единственный способ восполнить потери от санкций. Другой такой возможностью является развитие параллельного импорта — об этом написал отдельно, и в этом отношении уже принимаются определенные меры, правда пока только на законодательном уровне.

Надеюсь, моя статья поможет вам сложить свое мнение о том, что представляет собой импортозамещение, насколько оно необходимо в целом, и в России в частности. Оставайтесь на Финансовом гении — сайте, который поможет вам повысить свой уровень финансовой грамотности и научит эффективно распоряжаться личными финансами. До новых встреч!

Оценить:

Понимание протекционизма

Протекционистская политика в первую очередь направлена на борьбу с импортом, но может затрагивать и другие аспекты международной торговли, такие как стандарты продукции и государственные субсидии. Достоинства протекционизма являются предметом споров среди экономистов и политиков.
Критики утверждают, что протекционизм часто имеет долгосрочные негативные последствия, включая замедление экономического роста и увеличение инфляции цен. Они считают, что свободная торговля является лучшей альтернативой. Сторонники протекционизма утверждают, что он может создать рабочие места в стране, увеличить валовой внутренний продукт (ВВП) и повысить глобальную конкурентоспособность национальной экономики.

Протекционизм: Ключевые термины

Протекционизм подразумевает любые действия правительства, направленные на защиту собственной промышленности от иностранной конкуренции. Это осуществляется путем прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, что делает их менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными товарами. Протекционизм характеризуется финансовыми стимулами для национальной экономики и стимулированием экспорта товаров. Протекционизм в основном защищает развитие промышленности, иногда сельского хозяйства.

Протекционизм возник в период первоначального накопления капитала (XVI-XVIII вв.). Теоретической основой протекционизма была меркантилистская доктрина, согласно которой источником богатства страны является активный торговый баланс, обеспечивающий приток золота и серебра в страну. Протекционизм был широко распространен во Франции. Впервые это было распространено в России при Петре I. Идею активного торгового баланса предложил И. Т. Посошков.

Систему протекционизма защищали многие видные западные экономисты, в том числе, например, немецкий экономист Ф. Лист.

Дж. Сент-Милл защищал экономические выгоды протекционизма, он защищал защитные тарифы, особенно в странах, которые только недавно встали на путь промышленного развития. Джон М. Кейнс в своем «Трактате о деньгах» сформулировал идею протекционистских мер и их значение для повышения занятости.

Так, Ф. Лист, Дж. Сент-Милл и Дж. М. Кейнс подошли к проблеме протекционизма на основе законов развития стран в различные исторические периоды.

Примеры протекционизма

Более высокие тарифы ЕС на обработанные пищевые продукты

В 2008 г. средний тариф ЕС на пищевые продукты первичной переработки был 9,9%, а на обработанные он был почти вдвое выше — 19,4%. Таким образом, лишь обрабатывая сырьё вне страны назначения, импортёры увеличивают стоимость продукции.

Тарифы США на импорт шин из Китая

В 2009 году США ввели пошлины на импорт китайских шин в размере 35%, и это решение было поддержано Всемирной торговой организацией.

«Банановая война»

На протяжении многих лет шла так называемая «Банановая война» между экспортёрами и импортёрами бананов (и других тропических фруктов). Такие страны, как Эквадор и Гондурас вели переговоры с представителями ЕС о снижении тарифов на импорт этих тропических фруктов.

На протяжении многих лет экспортёры платили очень высокие тарифы — 176 евро за тонну бананов. В 2012 году у них получилось прийти к соглашению и эти тарифы понизились.

Сущность и виды политики протекционизма

Определение 1

Протекционизм – это внешнеторговая политика государства по ограничению ввоза импортных товаров и услуг и поддержке производства аналогичных внутренних продуктов.

В наиболее общем смысле под политикой протекционизма стоит понимать реализуемые государством меры по защите национального рынка в лице отечественных товаропроизводителей и прочих участников внешнеэкономической деятельности от иностранной конкуренции.

Современный инструментарий протекционистской политики представлен тарифными и нетарифными методами. К числу основных ее инструментов традиционно принято относить:

  • нетарифные барьеры;
  • введение и регулирование величины таможенных пошлин;
  • осуществление целенаправленных государственных закупок;
  • реализация программ по субсидированию;
  • регулирование уровня налоговых ставок и пр.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Тарифные меры обеспечивают поступления в государственный бюджет в виде тарифных выплат по причине пересечения границы, что, однако, не означает отсутствия у импортной продукции возможностей пересекать и впоследствии обращаться на внутреннем рынке без осуществления выплат в бюджет. Таким образом, создается неблагоприятный климат, негативно влияющий на величину расходов иностранного производителя/экспортера (отечественного импортера).

Несколько иная ситуация складывается при использовании нетарифных методов протекционистской политики. Здесь формируются предпосылки, не позволяющие продукции проникать на рынок только по причине оплаты тарифных платежей. В данном случае формируются барьеры не допускающие пересечения границы, основанные на количественных лимитах на экспорт или оказывающие поддержку национальным компаниям посредством выделения субсидий, обеспечивающих формирование качественных характеристик продукции, способных обеспечивать ей конкурентные преимущества на рынке.

В экономической литературе протекционизм подразделяется на четыре вида – отраслевой, скрытый, селективный и интеграционный.

Отраслевой протекционизм предполагает защиту недавно созданных отраслей, которые еще находятся на пути становления. К числу таких отраслей обычно относят аграрный сектор и промышленность.

Скрытый протекционизм предполагает использование механизмов, не позволяющих явно отождествлять их с защитными мерами, направленными против импорта.

Селективный протекционизм используется в направлении мега субъектов, товаров и услуг. Его примером может выступать, например, эмбарго, представляющий собой запрет на поставку.

Инициатором интеграционного протекционизма выступают интеграционные объединения, а сам интеграционный протекционизм проводится в отношении всех остальных мегасубъектов.

В современных условиях политика протекционизма претерпела определенные изменения, вызванные, прежде всего, изменениями внешней среды, и получила название «нового протекционизма».

Последствия политики протекционизма

  • Ограничение доступа к иностранным рынкам: Введение таможенных пошлин и других торговых барьеров может привести к сокращению экспорта иностранных товаров. Это может ограничить возможности компаний национальной экономики проникнуть на другие рынки, снизить объемы экспорта и уменьшить доходы государства от международной торговли.
  • Рост цен на импортные товары: Поднятие тарифных ставок на импортную продукцию приводит к увеличению цен на эти товары на внутреннем рынке. Это может оказать влияние на покупательскую способность населения, особенно в отношении товаров, которых нет или производство которых ограничено внутри страны.
  • Ответные меры со стороны других стран: Установление протекционистских мер может привести к торговым конфликтам и введению ответных торговых ограничений со стороны других государств. Это может привести к ухудшению международных отношений и нарушению договорных обязательств.
  • Снижение конкурентоспособности: Защита национальных производителей за счет иностранных конкурентов может привести к снижению стимулов для повышения качества и снижения цен на товары. Отсутствие конкуренции может привести к монополизации рынка и его искажению.
  • Стимулирование развития отечественной промышленности: Введение протекционистских мер может способствовать развитию отечественной промышленности, защите рабочих мест и расширению возможностей для национальных производителей. Это может создать новые рабочие места и способствовать росту экономики.
  • Нарушение принципов свободной торговли: Введение протекционистских мер противоречит принципам свободной торговли, утверждаемым в рамках международных договоров и организаций. Это может вызывать критику со стороны других государств и ослабить позицию страны на международной арене.

Суть и виды протекционизма

Протекционизм – политика государства, направленная на поддержку какого-либо из секторов национальной экономики. Меры, которые вводятся при протекционизме, можно разделить на ограничивающие (например, повышение пошлин на ввоз некоторых видов товаров) и поддерживающие (льготы для местного бизнеса, снижение налоговых ставок).

Протекционистскую политику обычно вводят выборочно, например, применительно к каким-либо конкретным товарам (группе социально значимых, электронике, углеводородному топливу) или определенной отрасли (промышленность целиком, производство продуктов питания и т. п.).

Основные виды протекционизма:

  • селективный предполагает поддержку местных производителей определенного товара, запрет на ввоз импорта;
  • отраслевой применяется в отношении одной или нескольких областей национальной экономики, которые еще находятся на начальной стадии развития (обычно это аграрный сектор и промышленность);
  • интеграционный используется транснациональными объединениями, например, если страны входят в таможенный союз;
  • скрытый характеризуется применением мер, которые напрямую не связаны с регулированием торговли.

Для достижения целей протекционизма вводятся тарифные и нетарифные меры. Тарифные предполагают введение и регулирование таможенных пошлин. Это обеспечивает поступления в государственный бюджет, но не исключает ввоза импортной продукции. Создается неблагоприятный климат для импорта, негативно влияющий на расходы иностранного производителя и отечественного импортера.

При использовании нетарифных методов формируются условия, не позволяющие импортной продукции проникать на внутренний рынок только по причине уплаты таможенных пошлин. В этом случае вводятся количественные лимиты на экспорт, отечественным компаниям выделяются субсидии, которые позволяют им получить конкурентное преимущество на рынке.

Формы протекционизма

В экономике можно выделить следующие формы протекционизма:

  • коллективный протекционизм — практика объединения стран в группы, для проведения одной таможенной политики по отношению к другим государствам;
  • селективный протекционизм — практика защиты от конкретных товаров или государств;
  • отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
  • скрытый протекционизм — косвенное субсидирование местных предприятий для повышения их конкурентоспособности (на внутреннем и внешнем рынках);
  • неопротекционизм — одновременно административные барьеры на импорт и субсидирование национальных производителей (импортёров и экспортёров).

Определение протекционизма

Протекционизм – это защитная, часто политически мотивированная политика, направленная на защиту предприятий страны, промышленности и рабочих от иностранной конкуренции путем введения торговых барьеров, таких как тарифы и квоты на импортируемые товары и услуги, наряду с другими правительственными постановлениями. Протекционизм считается противоположностью свободной торговли, то есть полного отсутствия государственных ограничений на торговлю.

Исторически строгий протекционизм использовался в основном новыми развивающимися странами, поскольку они создают отрасли, необходимые для международной конкуренции. Хотя этот так называемый аргумент о «зарождающейся отрасли» может сулить краткую, ограниченную защиту вовлеченным предприятиям и работникам, в конечном итоге он наносит ущерб потребителям, увеличивая стоимость импортируемых товаров первой необходимости, и рабочим, сокращая торговлю в целом.

44-фз и импортозамещение

Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.

Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).

В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.

Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.

Примеры реализации импортозамещения в разных отраслях

Импортозамещение – это процесс замены импортируемых товаров на аналогичные товары, производимые внутри страны. Данный подход может использоваться в различных отраслях экономики. Ниже приведены некоторые примеры реализации импортозамещения:

  • Промышленное производство:

    Одной из отраслей, где активно внедряется импортозамещение, является промышленное производство. Например, в России в последние годы проводится активная работа по импортозамещению в автомобильной промышленности. Здесь стремятся увеличить долю отечественных комплектующих и материалов, используемых при производстве автомобилей. Это позволяет снизить зависимость от импорта и развивать отечественные производственные мощности.

  • Сельское хозяйство:

    Еще одним примером реализации импортозамещения является сельское хозяйство. В некоторых странах, где высока зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции, предпринимаются меры по развитию отечественного производства. Например, в России активно поддерживается отечественное производство мяса, молока, овощей и другой продукции сельского хозяйства. Это позволяет снизить объемы импорта и обеспечить устойчивое развитие отечественного аграрного сектора.

  • Энергетика:

    В сфере энергетики также можно найти примеры импортозамещения. Некоторые страны активно внедряют использование возобновляемых источников энергии вместо импортной угольной или газовой энергетики. Например, развитие солнечной и ветровой энергетики может снизить объемы импорта нефтепродуктов и уменьшить зависимость от иностранных поставщиков.

Это лишь несколько примеров реализации импортозамещения в разных отраслях. В целом, идея импортозамещения способствует развитию отечественного производства и снижению зависимости от импорта, однако требует дополнительных усилий и ресурсов для его реализации.

Восточноазиатские «экономические чудеса» без свободного рынка

Все признанные «экономические чудеса» эпохи капитализма основывались на комплексе протекционистских мер. Популярные примеры экономического успеха связывают с историей развития Сингапура и Южной Кореи, стран, прозванных «экономическими тиграми». Однако именно в этих странах экономический скачок был обеспечен «концентрированным» протекционизмом.

Появление сингапурского экономического чуда — это прямое следствие диктатуры выдающегося политика, сингапурского китайца Ли Куан Ю, занимавшего должность премьер-министра с 1959 по 1990 годы.

Сингапур в 1960-е годы, после получения независимости, представлял собой беднейшее островное государство, с массой проблем типичных для бывшей британской колонии. Дипломатический гений Ли Куан Ю обеспечил безопасность многоконфессионального Сингапура, окруженного мусульманскими государствами. Выстроенный жесткий диктат в судебной системе обеспечил подавляющее количество выигранных государством дел против частных компаний, включая СМИ.

Фото: futurehandling.com

Политическая стабильность обеспечивалась и обеспечивается доминированием единственной политической партии в Сингапуре. Коррупцию в стране победили посредством беспрецедентно высоких зарплат судей и чиновников и крайне жесткими мерами в отношении обвиненных высших государственных чинов.

Политическая диктатура послужила основанием для экономической стабильности. Лишенные страха рыночной неопределенности, присущей развивающимся странам, западные инвесторы активно начали вкладывать средства в экономику Сингапура. Приветствовались инвестиции в самые разные отрасли для обеспечения занятости бедного населения. Развернулось строительство жилищного фонда, ориентированное на создание среднего класса.

За три десятка лет Сингапур превратился в высокоразвитую страну. И все это происходило на фоне почти полного отсутствия в стране свободного рынка. Между тем, ежегодный рост ВВП на 14% (в 1990-е годы) сопровождался и сопровождается низкими налоговыми ставками, жесткой регламентацией общественной жизни, высокой долей участия государства в системе образования, низкой коррупционной составляющей экономики, отсутствием свободной прессы, отсутствием демократических институтов, однопартийной политической системой, антигуманной пенитенциарной системой. Кроме того, власть в Сингапуре передается, практически, по наследству.

Очень похожие «диктаторские» истории есть и в других странах, причисленных к «восточноазиатским тиграм». «Чудо на реке Ханган», название для экономического чуда Южной Кореи, состоялось в результате жестких мер, вводимых в стране в рамках особой экономической политики. Огромные льготы для иностранных инвесторов, государственное участие во внешних задолженностях компаний, особый режим для работы совместных предприятий. Кроме того, жестко отслеживались эффективность и целевое расходование средств частных компаний, опекаемых государством. Средние и крупные инвестиции согласовывались с правительством Южной Кореи.

Все это происходило в стране в условиях жесткой государственной «диктатуры развития», которой руководил генерал Пак Чон Хи.

В Южной Корее до сих пор многомиллиардные корпорации-конгломераты принадлежат семейным кланам — чеболям, не допускающим мелкий и средний бизнес в высокорентабельные сферы экономики. Около половины ВВП Южной Кореи приходится на чеболи, что подтверждает отсутствие свободного рынка в стране поныне.

Для «экономического чуда» на базе иностранных инвестиций всегда требуется жесткая диктатура с предсказуемой политической ситуацией и прогнозируемой экономической конъюнктурой. По сути, это своеобразная форма колониализма, где эксплуатируется главный ресурс любого капитала — человеческий труд. Диктатура нужна для мобилизации трудовых ресурсов. Если собственная база минеральных ресурсов мала, то организуется ввоз сырья.

Переработка сырья посредством дешевого труда сингапурцев или корейцев возвращает прибыль инвестору, капиталы которого «национальности» не имеют.

Вопросы и ответы

Каковы потенциальные недостатки протекционизма?

Протекционизм может иметь несколько недостатков. Он может привести к повышению цен для потребителей, сокращению выбора на рынке, ответным мерам со стороны торговых партнеров и замедлению экономического роста. Он также может создать неэффективность, защищая отрасли, которые могут быть неконкурентоспособными в глобальном масштабе.

Всегда ли протекционизм ведет к созданию новых рабочих мест?

Хотя протекционизм направлен на защиту рабочих мест внутри страны, общее влияние на занятость не всегда однозначно. В то время как некоторые отрасли могут выиграть от протекционистской политики и получить рост рабочих мест, другие могут потерять рабочие места из-за снижения конкуренции или ответных мер со стороны торговых партнеров.

Можно ли использовать протекционизм для решения проблем национальной безопасности?

Да, протекционизм может использоваться в качестве инструмента для решения проблем национальной безопасности

Правительства могут вводить торговые ограничения для защиты критически важных отраслей промышленности или технологий, которые имеют жизненно важное значение для национальной обороны или стратегических интересов. Однако необходимо найти баланс между безопасностью и поддержанием здоровых торговых отношений

Как протекционизм влияет на международные торговые отношения?

Протекционистская политика может привести к обострению международных торговых отношений. Торговые партнеры могут ответить собственными торговыми барьерами, такими как тарифы или квоты, что приведет к торговой войне. Со временем эти торговые споры могут подорвать доверие и сотрудничество, что негативно скажется на глобальной экономической стабильности.

Есть ли польза от протекционизма?

Сторонники протекционизма утверждают, что он может защитить отечественную промышленность, способствовать самодостаточности и снизить зависимость от иностранных товаров. Он также может дать возможность развивающимся отраслям расти и становиться конкурентоспособными на мировом рынке. Кроме того, протекционизм может рассматриваться как инструмент борьбы с недобросовестной торговой практикой или защиты от демпинга со стороны иностранных производителей.

Можно ли использовать протекционизм для возрождения упадочных отраслей?

Протекционистские меры могут применяться для поддержки упадочных отраслей. Вводя тарифы, квоты или предоставляя субсидии, правительства могут предложить временное облегчение проблемным отраслям. Однако долгосрочный успех часто зависит от способности этих отраслей адаптироваться, внедрять инновации и повышать свою конкурентоспособность.

Как протекционизм влияет на развивающиеся экономики?

Протекционизм может иметь неоднозначные последствия для развивающихся экономик. Хотя он может принести краткосрочную выгоду, защищая отечественную промышленность, он также может препятствовать ее интеграции в мировой рынок. Развивающиеся экономики часто полагаются на экспорт как на движущую силу роста, и протекционистские меры могут ограничить их доступ к международным рынкам и помешать экономическому развитию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заработок в Интернете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: