Как Coca-Cola реагирует на ввоз газировки в Россию
Напитки Coca-Cola не включены в список товаров для параллельного импорта, которые российские компании и предприниматели могут ввозить для продажи без разрешения правообладателей. Минсельхоз не стал вносить колу в перечень и заявил, что в России производители выпускают широкий ассортимент газировок и полностью удовлетворяют внутренний спрос.
Но американская компания все равно не может остановить неконтролируемые поставки оригинальной Coca-Cola в Россию, хотя до 2022 года без труда добивалась запрета на ввоз своей продукции неофициальными импортерами. Дело в том, что в апреле 2022 года Coca-Cola не смогла продлить защиту своих брендов в российском таможенном реестре. Таможня перестала автоматически останавливать все партии напитков на границе, и компания потеряла возможность отслеживать контрафакт и защищать свой товарный знак.
Как работала эта система раньше, можно посмотреть на примере судебных разбирательств Coca-Cola с независимыми импортерами, которые пытались привозить в Россию редкие виды газировки. Например, Fanta Peach с персиковым вкусом или Coca-Cola Cherry с вишневым, которые сама корпорация в стране не продавала. Таможня регулярно задерживала такие партии, а суды взыскивали с импортеров в пользу компании компенсации в сотни тысяч рублей.
В ноябре 2021 года российские представители The Coca-Cola Company подали иск к «Пивоиндустрии», которая ввезла в Россию 24 жестяные банки по 0,33 литра персиковой и ананасовой Fanta. Это не было товарной партией, то есть, по утверждениям самой «Пивоиндустрии», завозилось не для продажи. Московская таможня уведомила американскую компанию, и та потребовала запретить оформление этой партии. Корпорацию поддержал арбитражный суд Московской области и Суд по интеллектуальным правам: напитки запретили растаможивать.
В 2022 году «Пивоиндустрия» стала ввозить напитки Coca-Cola товарными партиями, а американская компания подала еще два иска. Если в марте суд еще запрещал растаможивание, то в мае начал отказывать в исках. Это произошло после того, как истек срок защиты товарных знаков компании.
Осенью представители Coca-Cola начали уведомлять суд об отказе от исков к «Пивоиндустрии»: российская компания даже получила обратно те 24 банки Fanta. Представитель компании рассказал VPost, что мирового заключения не было, это односторонний отказ со стороны американской компании. «Coca-Cola убедилась в бесперспективности дел и фактически перестала участвовать в судебных процессах», — заявили в «Пивоиндустрии».
Что известно о коле из Ирана
Интересная ситуация сложилась с колой из Ирана: в магазинах России она появилась осенью 2022 года. Например, в октябре редактор Тинькофф Журнала обнаружил ее в одном из круглосуточных магазинов Санкт-Петербурга. На момент выхода материала декларации на ввоз иранской колы получили две компании — «Созвездие» и «Трейт-Плит».
Банки с напитком выглядят почти как оригинальная Coca-Cola, а название содержит слово Original. Практически весь текст на этикетке написан на фарси, выделяется только фраза на английском: «Разлито под контролем компании Coca-Cola компанией Khoshgovar Tehran». Вкус иранской колы сильно отличается от классической — в отличие от газировки, которая импортируется из Польши, Венгрии, Казахстана и других стран.
Так выглядит кока-кола из Ирана от Khoshgovar Tehran
Насколько поставляемый напиток оригинален, сказать сложно. История Coca-Cola в Иране запутана. Изначально Khoshgovar Tehran Co производила газировку по контракту с американской компанией, но после революции 1979 года и введения санкций отказалась от поставок. Тогда иранцы начали разрабатывать собственный вариант концентрата: этим занимался доктор Фариборз Сармад. Но первые его попытки не были успешными.
К 1991 году санкции против Ирана смягчили и Coca-Cola вернулась на рынок. К тому моменту Khoshgovar Tehran купила пивоваренный завод в Тегеране для производства колы, но под давлением властей продала его инвестиционной компании Noushab. В 1994 году американцы выдали Noushab лицензию на продажу своей продукции.
Через год президент США Билл Клинтон ужесточил санкции против Ирана: Noushab осталась без концентрата, но с заводом. Тогда иранцы использовали собственные разработки: компания стала разливать в бутылки напиток, сделанный по формуле доктора Сармада. Такое решение возмутило Coca-Cola: они подали в иранский суд из-за нарушения прав на товарный знак и выиграли. Но Noushab это не остановило.
В 1999 году Клинтон ослабил санкции на продукты питания и на рынке Ирана возникла путаница: Khoshgovar возобновила выпуск оригинальной газировки от Coca-Cola, а Noushab продолжила продавать свой напиток. В течение нескольких лет в Иране можно было встретить как настоящую колу, так и колу, только похожую на нее.
В начале 2007 года выяснилось, что Coca-Cola использует дочерние компании в Ирландии для поставок концентрата в Иран. Его получает Khoshgovar, которая продает в стране оригинальный напиток. Тогда компания не подтвердила этот факт: в пресс-службе обтекаемо заявили, что «концентрат, произведенный в Ирландии, экспортируется клиентам на шести континентах».
После обострения в секторе Газа Иран начал бойкотировать продукцию компаний из стран, поддерживающих Израиль. Тогда правительство призвало Khoshgovar объяснить отношения с американской Coca-Cola, которой компания платила около 1,5 миллиона долларов в год за использование бренда. Директор Khoshgovar отверг прямые связи с Coca-Cola, заявив, что покупает эссенцию в Ирландии.
В 2019 году Coca-Cola сообщила AP, что продает концентрат Ирану более 20 лет, но не нарушает санкции США. «У компании нет доли собственности в иранском ботлере и никаких материальных активов в стране», — заявили в пресс-службе.