Как пересчитать цены товаров и услуг в ссср на современные российские деньги

Поезда дальнего следования

В СССР существовала обширная сеть железных дорог, на которых курсировало несколько видов поездов:

  • скоростные (по большей части Москва-Ленинград) – с номерами от 151 до 170;
  • скорые: круглогодичные (номера от 1 до 100) и летние (от 101 до 150);
  • обычные пассажирские: круглогодичные (номера от 171 до 300), летние (301-400) и разовые (401-600);
  • местные (601-700).

Естественно, что скоростные и скорые поезда были самыми дорогими, а внутри одного поезда в жестком общем вагоне проехать было дешевле всего (65% от цены билета в жесткий купейный вагон), а в мягком СВ – дороже всего (200-225% от цены купе). При этом проехать в пригородном поезде всегда было дешевле, чем в поезде дальнего следования (и энтузиасты умели состыковать билеты на электрички между разными городами с быстрыми пересадками).

Цены в целом зависели преимущественно от расстояния. Например, за проезд в жестком купе от Москвы в 1990 году нужно было заплатить:

  • Волгоград – 15-16 рублей (1066 километров);
  • Воркута – 23-25 рублей (1406 километров);
  • Ижевск – 15-16 рублей (1119 километров);
  • Киров – 14-15 рублей (957 километров);
  • Комсомольск-на-Амуре – 73-79 рублей (8333 километра);
  • Оренбург – 18-21 рубль (1499 километров), и т.д.

То есть, стоимость проезда составляла в среднем от 90 копеек до 1 рубля 60 копеек за 100 километров пути. При этом для самого дешевого варианта вагона это было от 53 копеек, а для самого дорогого – от 1 рубля 35 копеек.

Правда, при относительно низкой стоимости билетов в СССР наблюдался определенный дефицит на них (особенно в период отпусков). И, как и всегда в таких случаях, дефицит стал основой для спекуляций – ушлые граждане занимали с утра очереди в кассы и скупали все билеты по популярным направлениям, а потом продавали их «с рук» – но уже с неплохой надбавкой. Искоренили проблему только в 1997 году, начав продавать именные билеты.

Где дороже – в СССР или современной России?

Так как перевести советские рубли в российские затруднительно, проще всего сопоставлять цены на проезд через средние зарплаты (статистические данные по ним сохранились). По данным Росстата, в апреле 2020 года средняя начисленная зарплата в России составляла 49 306 рублей – будем учитывать эту цифру.

Ниже в таблице попробуем сопоставить цены на проезд в СССР и современной России через зарплаты. Также попробуем учесть и разницу в зарплатах по регионам (снова через данные Росстата):

Транспорт Цена в СССР Цена в СССР в пересчете на российские рубли Цена сейчас Где дешевле
Метро в Москве 5 копеек (1985 год) 22,31 57 (от 40 по «Тройке») СССР
Трамвай в Санкт-Петербурге 5 копеек (1985 год) 16,03 50 (есть варианты от 33) СССР
Электричка Москва – Калуга 2 рубля (1990 год) 325,45 от 487 СССР
Поезд Москва – Анапа 20 рублей (купе, 1990 год) 3254,52 от 4100 (на сентябрь 2020 года) СССР
Самолет Москва – Хабаровск 122 рубля (1990 год) 19852,58 от 11 300 (на сентябрь 2020 года) Россия
Автобус Москва – Ярославль 5 рублей 35 копеек (1990 год) 870,58 от 650 Россия
Такси на 7 километров в Москве 1 рубль 60 копеек (1985 год) 714,06 от 144 Россия

Из этого можно сделать выводы о том, что в сферах деятельности, где работают коммерческие транспортные компании (междугородние автобусы, гражданская авиация, такси), в современной России цены стали ниже, а там, где существует монополия государства (метро, железная дорога) – цены выросли.

При этом важно понимать, что московский транспорт остается убыточным, а цены поезда в плацкартные вагоны регулируются и субсидируются государством. Но есть и еще один момент – льготы. Сейчас они устанавливаются регионами (например, в Москве весь транспорт бесплатный для пенсионеров), а во времена СССР льготы устанавливались сразу на целую республику

Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР были такие льготные категории в транспорте:

Сейчас они устанавливаются регионами (например, в Москве весь транспорт бесплатный для пенсионеров), а во времена СССР льготы устанавливались сразу на целую республику. Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР были такие льготные категории в транспорте:

Но есть и еще один момент – льготы. Сейчас они устанавливаются регионами (например, в Москве весь транспорт бесплатный для пенсионеров), а во времена СССР льготы устанавливались сразу на целую республику. Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР были такие льготные категории в транспорте:

  • депутаты всех уровней;
  • инвалиды и дети-инвалиды (I и II групп), включая собак-поводырей;
  • инвалиды ВОВ;
  • персональные пенсионеры (особо заслуженные пенсионеры);
  • участники Октябрьской революции и гражданской войны;
  • Герои СССР, Социалистического Труда и кавалеры орденов;
  • милиционеры в форме и сотрудники некоторых других силовых органов;
  • дружинники во время дежурства;
  • почтальоны (при наличии сумки);
  • школьники в сельской местности;
  • шоферы и кондукторы;
  • военнослужащие срочной службы.

Другими словами, сейчас льготные категории совсем другие – там преобладают пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды. Но это объективный процесс – льготники обычно в меньшинстве, и категории иногда пересматриваются.

Расценки на продукты

Для того чтобы лучше сориентироваться и сделать выводы, не будет лишним ознакомиться с ценовой политикой на некоторые другие продукты в 70-е и 80-е годы.

  1. Капусту можно было купить примерно за 0,10 рубля, а в некоторых магазинах даже дешевле.
  2. Свекла стоила около 9 копеек.
  3. Цена на картошку составляла 0,15 рубля.
  4. Стоимость лука была примерно от 10 до 13 копеек.
  5. Арбуз также можно было купить примерно за 0,10 рубля.
  6. Яблоки были немного дороже – от 0,20 до 0,50 рубля.
  7. Майонез стоил 33 копейки за баночку.
  8. Консервы – 0,33 рубля.
  9. Цена на коробку конфет в среднем варьировалась от 2 до 9 рублей (хотя были варианты и более дорогие).
  10. Цитрусовые тоже стоили сравнительно недорого (апельсины примерно 1,50 руб., мандарины можно было купить по разной цене в зависимости от точки, но в целом цена была примерно от 1,20 до 2,40 руб.).

Алкоголь продавался по следующим ценам (наибольшей популярностью пользовались вина):

Примечание. В стоимость алкогольных напитков входила и тара, которую потом можно было сдать, вернув себе часть потраченных средств.

Советское шампанское продавалось за 3,67 рубля, считаясь своего рода изыском, как и другие деликатесы, на которые цена была выше средней (сюда относились некоторые виды колбасных изделий, морепродукты, конфеты и прочее).

Что касается других покупок:

  1. Коробок спичек стоил всего 1 копейку. За эту же цену можно было купить и газировку без сиропа.
  2. Если же хотелось с добавкой, то нужно было заплатить 3 копейки. Столько же стоили газета, чай и также некоторые булочки.
  3. 4 копейки стоил один пирожок с ливером. За эту же цену также можно было проехать на троллейбусе или купить пузырек зеленки.
  4. Пять копеек нужно было заплатить за зубной порошок, бублик или шарик для игры в настольный теннис.

Одним словом, перечислять можно долго, но цены неоспоримо были в разы ниже, в сравнении с тем уровнем зарплат.

Если говорить о комплексных обедах и питании в кафе, то особого разнообразия ожидать не приходилось, в частности если сравнивать с современными изысками, но, тем не менее, такое питание устаивало многих.

  1. За порцию пельменей нужно было заплатить 60 копеек, столько же обходился и комплексный обед.
  2. Стакан чая можно было выпить за 0,03 рубля.
  3. Томатный сок стоил 10 копеек.
  4. Сметана – 0,19 рубля.

Что касается закупок на застолья и праздники, то тут тоже все было в разы дешевле. К примеру, давайте посчитаем, во сколько тогда обходился салат «Оливье», для приготовления которого покупались:

При подсчете получается сравнительно небольшая сумма и в то же время все натуральное, вкусное и без химикатов.

Губительные последствия реформы

Последствия реформы были весьма неоднозначными. С положительной стороны уменьшились затраты на выпуск бумажных купюр. Все товары первой необходимости в основном стоили копейки. Поэтому в обиходе преимущественно были монеты. Все остальные стороны реформы были очень сомнительными. Не было ни обещанного уровня привязки рубля по отношению к золотым запасам, ни снижения цен в десятикратном размере. В итоге цены на товары возросли больше чем в два раза, в то время когда зарплаты остались практически неизменными. Сильно подорожала ювелирная продукция.

Благодаря эффекту девальвации страна была обеспечена дешевой трудовой силой и большой прибылью от экспорта продукции. За 1961-1985 года в основных государственных фондах было собрано 2637 миллиарда рублей, сооружено 9 тысяч промышленных предприятий, построено 54 миллиона квартир. Поддерживалось активное развитие космических и военных программ.

Одно из многочисленных предприятий, созданных в 1960-х годах

Однако негативный эффект затянулся для населения на долгие десятки лет. Из-за упавшего курса рубля и низкой оплаты труда многие импортные товары стали для большинства недоступными. То что когда-то редко встречалось на прилавках теперь переросло в предметы роскоши. Также последствия денежной реформы коснулись и отечественной продукции. Впервые за долгое время рыночные цены в несколько раз превысили магазинные. Для завмагов это было не выгодно, поэтому вся качественная продукция отдавалась рыночным спекулянтам, оставляя на полках магазинов лишь то что не хотели брать, то есть брак.

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

Так на рынке картофель стоил 33 копейки, в то время как в магазине его стоимость была 10 копеек. Однако покупая магазинную картошку люди приносили домой лишь гниль, терпя при этом еще большие убытки.

О качестве жизни простого народа конечно думалось в последнюю очередь. Совершая спекуляции на рынке и получая значительные доходы, завмаги и товарное начальство заполняло «нормальные» отчеты, при этом оставаясь в выигрыше. Это позволило накапливать личные богатства, откладывая их на счет сбербанка, порождая инфляцию среди простого населения.

Средняя зарплата по союзным республикам

Размеры получек отличались не только в зависимости от отрасли народного хозяйства, где трудился человек, но и от места его жительства. В СССР, как и в современной России, в северных районах зарплаты были выше, чем в европейской части страны. Немного отличались суммы получек и в разных республиках.

Среднемесячная денежная заработная плата по союзным республикам в 1980 году

Республика

Рабочие и служащие, руб.

Работники совхозов, руб.

Работники колхозов, руб.

В целом по СССР

168,9

149,

118,5

РСФСР

177,7

157,1

124,3

Украинская ССР

155,1

135,0

103,6

Белорусская ССР

150,0

118,8

101,9

Узбекская ССР

155,5

152,8

130,0

Казахская ССР

167,1

169,3

139,4

Грузинская ССР

145,2

106,6

110,6

Азербайджанская ССР

148,4

139,2

165,1

Литовская ССР

166,1

137,0

134,0

Молдавская ССР

138,3

120,2

101,7

Латвийская ССР

171,4

155,7

151,9

Киргизская ССР

147,9

123,8

117,6

Таджикская ССР

145,5

121,4

129,8

Армянская ССР

163,1

122,8

138,0

Туркменская ССР

176,2

167,1

152,3

Эстонская ССР

188,7

197,3

206,6

Что говорит статистика

Средняя зарплата советского гражданина в этот промежуток времени равнялась 180 рублям. Об этом нам говорят сводные данные от 1995 года Госкомстата России и Пенсионного фонда РФ.

Курс советского рубля 80-х годов к современному российскому равен 1:108,7. Для сравнения по данным зарплаты в 1941 году в СССР перед началом войны приравнивали курс советского рубля к 11 сегодняшним.

Фото 1. Интересно, что и средний размер пенсий в то время был равен 150 рублям

Более понятно – в следующей таблице. Разница в подсчетах вызвана отличиями в самих методах расчета:

Таблица 1. Зарплата в СССР по годам(1980-1990 гг.).

Год Статистика от Госкомстата России, в рублях Статистика от Пенсионного фонда России, в рублях
1980 168,9 174
1981 172,5 178,3
1982 177,3 184
1983 180,5 188,3
1984 184,8 193,2
1985 190,1 199,2
1986 195,6 206,1
1987 202,9 214,4
1988 219,8 233,2
1989 240,4 263
1990 270 303

В динамике это выглядит так:

Рис. 1. Изменение заработной платы гражданина СССР в восьмидесятых годах

Надо учесть такую особенность: в начале рассматриваемого периода размер заработной платы был гораздо ниже, чем в конце десятилетия. Это связано с зарождением коммерции в девяностых годах.

Период восьмидесятых стал пиком карьеры Михаила Горбачева. Интересно, какая сегодня пенсия у бывшего советского лидера?

Разница по отраслям

Здесь следует учесть: средняя заработная плата рабочего СССР учитывалась именно по его доходам. Исключались приплюсовывания сотрудников технической сферы, администраций и руководителей. А сегодняшние методики как раз работают по общей сумме (и богатых, и бедных), вот в итоге и получается далекая от современных реалий цифра.

Фото 2. У обычного рабочего всегда была возможность карьерного роста

Более подробная информация – в следующей таблице:

Таблица 2. Данные по средней заработной плате советского гражданина в 80-е годы

Отрасль Специальность Заработная плата, в советских рублях
Промышленность Рабочие 185-220
Инженерно-технический персонал 212-240
Служащие 146-173
Сельское хозяйство Работники в колхозах и совхозах 149-190
ИТР, ветеринары, агрономы, зоотехники 186-268
Служащие 123-197
Транспортная сфера Железнодорожники 188-221
Водители общественного и грузового транспорта 202-228
Водный транспорт 232-273
Строительство Рабочие 207-253
Специалисты ИТР 200-247
Служащие 148-179
Иные отрасли
Связь 146-164
Торговля и общественное питание 138-152
ЖКХ 133-149
Здравоохранение, соцобеспечение, физкультура 126-135
Информационно-вычислительный сектор 128-158
Образование 135-156
Искусство 134-148
Культура 112-118
Наука 140-210
Банковский сектор 112-190
Органы управления 125-177

 Видно, что разница в заработных платах советских людей не сильно огромная. Так как многие современные платные блага были доступными (бесплатные медицинская помощь и образование, выдача квартир и так далее), социального неравенства не чувствовалось.

А здесь можно прочитать, насколько престижной была профессия космонавта.

Разница по регионам

В 15 советских республиках костантировались разные цифры по заработной плате. Подробнее – в этой таблице:

Таблица 3. Зарплата в советских республиках

Союзная республика Средняя заработная плата советского жителя, в советских рублях
Азербайджан 165-187
Армения 138-180
Белоруссия 102-176
Грузия 110-140
Казахстан 140-173
Киргизия 118-150
Латвия 152-223
Литва 134-196
Молдавия 102-157
РСФСР 124-179
Таджикистан 130-147
Туркмения 152-146
Украина 103-148
Узбекистан 130
Эстония 207-244

Интересно сравнить для примера, какая теперь оплата труда  в одной из бывшей советских республик, ныне – Беларуси.

Тратим 1000 рублей в 1961 году

У Жоры возникли сложности в пересчете современной тысячи рублей на деньги 1961 года. Если считать в долларах США, то наша 1000 — это 11,5 советских рублей с официальным курсом 90 копеек за 1 доллар (на черном рынке доллар стоил около 8 рублей, но за торговлю валютой с рук сажали в тюрьму). Если считать в процентах от средней зарплаты, то современные российские 1000 рублей приблизительно равны 5 рублям из 1961 года. Сойдемся на среднем арифметическом — 8 рублях. Итак, по магазинам!

На эту сумму мы можем купить 26 полулитровых бутылок молока или 16 кг мяса, 10 плиток шоколада «Аленка» или 80 кило картошки. Обед в столовой обойдется в 1 рубль, так что Жора может обедать в столовых 1961 года на современную российскую тысячу рублей восемь дней подряд.

В наш скромный бюджет могут поместиться 2 бутылки вина или 50 огромных буханок хлеба (по килограмму каждая), а подсолнечного масла влезет только 5 литров.

Можно было бы приобрести и валюту по сложившейся традиции, тем более что и курс приятный — 90 копеек за доллар в сберкассах Госбанка. Но купить баксы без подтверждения того, что вы собираетесь за границу, вам оформили выездную визу и вы летите именно на родину доллара, в США, в 1961 году не представляется возможным.

Коммунальные услуги

В 70-80х прошлого столетия оплачивались квадратные метры не всей квартиры, а лишь ее жилой части – комнат. Проще говоря, балконы, кладовки и размер кухни никак не влиял на величину квартплаты

Неважно, у вас квартира в «сталинке» или тесная «хрущевка» – если одинаковая общая площадь комнат, то оплачивалась она одинаково

С 1961 года квартплата составляла 13,2 копейки за квадратный метр, но был ряд профессий, которые имели бонусы – военные, учителя, медики и т.п. В то же время «служители религиозных культов» платили практически по двойному тарифу. В целом, именно квартплата за двухкомнатную квартиру обходилась до 6 рублей.

Очереди — традиция СССР и в 60-х, и в 70-х, и в 80-х

Цена за электричество не менялась практически до развала СССР: киловатт-час в домах с газовыми плитами стоил 4 коп., с электроплитами — 2 коп. За месяц набегало до 5 рублей.
Также в коммунальные услуги входило отопление, холодная вода, канализация и отопление. В сумме это занимало до 3 рублей.

В 70-80-х не стояли еще счетчики на воду: стоимость одного кубического метра воды составляла 7-9 копеек, а вот норма расхода воды на человека варьировалась в зависимости от типа дома.

Также оплачивалось радио (50 копеек), телевизионная антенна (15 копеек), если был телефон, то 2 рубля 50 копеек.

Итого, оплата обычной однокомнатной квартиры (без всяких льгот) обходилась приблизительно в 8-10 рублей, двухкомнатной – 10-12. То есть, 8-10% процентов от средней зарплаты.

За электричество в домах с газовыми плитами тариф был 4 коп.

Сейчас же, по данным статистики, украинцы платят 20-30% дохода за коммуналку.

Коммунальные расходы – отдельная тема, ведь в ней с тех далеких времен поменялось решительно все, и поверхностно не разобраться. Но если коротко – современная техника стала энергоэффективной, но ее стало больше. Газ перестал быть экономической иглой, ведь в СССР за него не платили по рыночной цене. Наконец, человечество выяснило, что ресурс воды в мире ограничен.

В областях Украины ныне различаются тарифы на газ, воду, электричество. Кроме того, отличаются и допвыплаты – лифт, вывоз мусора, работа консьержей. У кого-то стоят счетчики на все, кто-то платит среднюю стоимость, у одних свое отопление, у других – теплый пол. Проще говоря, цены очень сильно могут разниться.

Но, к примеру, коммунальные услуги за однокомнатную квартиру в Славянске с центральный отоплением и газовой плитой за ноябрь обошлись в 1524 грн. И это 11% от средней зароботной платы в Донецкой области.

Дети отдыхают в Крыму. 1972 год

Покупательная способность людей в современной Украине все еще низка, а пандемия усугубила положение. Но все же, вы сами можете, отталкиваясь от своего кошелька, выбирать: в каком именно ресторане поедите, хотите поехать на море с турагенством или «дикарем»; вам не обязательно работать на предприятиях, которые принадлежат государству, чтобы позволить себе купить технику и машину.

В общем, что-то было дороже, что-то дешевле, но ценового рая в стране, существовавшей 50 лет назад, не оказалось. Но хотя мы и попробовали все дотошно посчитать, гораздо важнее в этом споре понимать, что прошлое невозможно сравнивать с настоящим априори, ведь даже описанные нами «хорошие 70-е» не продержались долго в самом Советском Союзе – его даже не нужно было разваливать, чтобы экономическая система зашла в тупик.

Зарплата как у министров: Когда и кто из обычных людей в СССР получал зарплаты министров

А ювелирная продукция стала недоступна большинству населения. Подписывайтесь на нас в Telegram t. До 1985 года в СССР было построено около девяти тысяч промышленных предприятий, 54 000 000 квартир, развивались военные и космические программы. Импортные товары стали огромным дефицитом, а цены на отечественную продукцию на рынке резко выросли и стали выше магазинных. Набирала рост спекуляция. К примеру, можно было купить картофель на рынке и отдать за килограмм 33 копейки. А можно было пойти в магазин и купить этот овощ за десять копеек. Но вот только картофель из магазина был чаще всего гнилым и невкусным. Заведующие магазинами и продавцы стали нужными людьми.

Многие их них умудрялись сколотить состояние на спекуляциях на рынке. Об этом снимали фильмы, писали фельетоны, но дело не сдвигалось с мертвой точки. Средняя зарплата 65 рублей в месяц Зарплата рабочих была очень маленькой. Люди жили достаточно тяжело. Простые рабочие получали очень мало. Оклад в шестьдесят пять рублей считался хорошим. Были, конечно, категории граждан, которые не бедствовали. Например, банковский бухгалтер получал сто двадцать рублей, учитель в школе —132 рубля, водитель троллейбуса — 140 рублей, судья —210 рублей, а доцент с ученой степенью — целых 320 рублей.

С одной стороны, такая ситуация поощряла людей получать высшее образование, с другой — обесценивала рабочие профессии. Если учесть, что многие заведующие магазинов отдавали всю качественную продукцию рыночным спекулянтам, а на магазинных полках оставалось то, что покупатели не особо хотели брать, то людям с маленькими зарплатами жилось не сладко. Что купить: Запорожец, водку или джинсы «Запорожец» можно было купить, но стоил он очень дорого.

Это не было общество потребления. Герман Пятов считает иначе: Я только вернулся из поездки по детским домам Смоленской области. И я задал этот вопрос воспитателям, которые по возрасту застали Союз. И даже люди в глубинке — мы говорим, там нищета, нет работы — не хотели бы возврата назад. Это была эпоха дефицита. Вспомнили, как стояли за колбасой, ездили в Белоруссию. Там тот же социализм, к которому мы подходили к моменту развала СССР, когда жрать было нечего.

Стояли на прилавках «Завтрак туриста», морская капуста. Мы пшеницу закупали у США и у Канады, платя деньги своему стратегическому противнику, с которым вели холодную войну. Отдавали миллиарды долларов, чтобы у нас был хлеб в магазинах. А сегодня Россия экспортирует на 10 миллиардов долларов в год зерна и пшеницы. Олег Кашин высказал и пояснил свою позицию на этот счет. Он считает, что сказать о второстепенности потребления в нашей жизни стоит и что существуют духовность, мораль и культура. Почему тогда так обожали итальянскую эстраду и толпами ходили на индийское кино? Ответ довольно прост: потому что чего-то более изысканного и утонченного не знали.

Фото 4. Цены на технику в начале 80-х Привязка к доллару Экономисты обвиняют в сегодняшней ситуации зависимость от доллара. Естественно, эта валюта существовала и в восьмидесятые годы. Курс 1980 года равнялся 1 доллар к 64 копейкам. Получается, что средняя заработная плата примерно в 180 рублей была равна 281 доллару. Сегодня эти же 281 доллар будет равен 604 современным американским дензнакам 39 683 рубля. Что влияло на ценоформирование Каким же образом наполнялся бюджет в социалистическом государстве?

Курс доллара США в то время равнялся 60 копейкам. Если пересчитать на сегодняшние российские рубли через курс доллара, то получится что-то около 20 тысяч рублей. Правда, сами по себе эти цифры ничего не говорят. Первое — в Советском Союзе и Российской Федерации разные потребительские корзины, второе — покупательская способность валют за последние 35-40 лет сильно поменялась. В том, числе покупательская способность доллара США. Последняя обвалилась примерно в 2. Так, что пересчитывая зарплату советского человека на зарплату современного россиянина, можно плюс-минус умножать полученный результат еще на 2-2. Не в деньгах счастье. Не в деньгах достаток. Куда точнее получается пересчет с использованием потребительских цен тогда и сейчас. В начале 1980-х поесть в обычным кафе можно было за 1 рубль. Сегодня такой же обед обойдется где-то в 300 рублей. Если пересчитать по ценам, то выйдет, что средняя зарплата советского человека составляла 55 тысяч рублей.

Городской транспорт и такси

История городского общественного транспорта в России начинается даже не в советское время, а задолго до этого. Кто-то считает началом 1872 год, когда в Москве была запущена линия конно-трамвайной городской железной дороги, а кто-то – начало работы омнибусов в 1830 году в Санкт-Петербурге. Трамвай в Москве начал курсировать в 1899 году, но полноценное регулярное движение транспорта в городе началось уже при советской власти.

Так, в 1924 году в Москве было запущено регулярное автобусное движение, в 1933 году – троллейбусное, а в 1935-м запущен в работу Московский метрополитен. Но вот что касается стоимости проезда в транспорте, все оставалось достаточно запутано вплоть до 1961 года. Так, проезд в московском метро в 1935 году стоил 50 копеек, потом его снизили до 40 копеек и даже до 30 (при средней зарплате в 208 рублей – это как 60-130 рублей на современные российские рубли). До 50 копеек стоимость снова повысили до 50 копеек.

В 1961 году была проведена денежная реформа с деноминацией рубля и стоимость проезда была зафиксирована на одном уровне для всех городов СССР:

  • метро – 5 копеек;
  • автобус – 5 копеек;
  • троллейбус – 4 копейки;
  • трамвай – 3 копейки.

Сейчас это сложно представить, но стоимость проезда оставалась неизменной более 20 лет – с 1961 по 1985 годы (а кое-где и до самого 1991-го).

При этом относительно средних зарплат стоимость проезда постоянно снижалась – если в 1961 году советские граждане зарабатывали в среднем 77 рублей в месяц, то в 1985-м – уже 199 рублей. А чтобы сэкономить тем, кто часто ездил в транспорте, существовали проездные билеты – месячный проездной на московское метро стоил 3 рубля, а на все виды транспорта – 6-7 рублей.

В 1985 году со стартом Перестройки начала повышаться стоимость проезда. К примеру, в Москве проезд на всех видах транспорта стал стоить 5 копеек, а к 1991 году проблемы в экономике привели к тому, что стоимость билета подняли до 15 копеек. В других городах происходили аналогичные процессы.

Кстати, в СССР была своя система контроля пассажиров – вместо кондукторов, турникетов или валидаторов там стояли кассовые аппараты (щель для монет), а бросив монету, пассажир просто отрывал себе билет. Если заходил пассажир с проездным, он его предъявлял – в отсутствие кондуктора «контролерами» были другие пассажиры. Сложно сказать, насколько честными были советские граждане, но тем, кто ехал в автобусе без билета, контролер мог выписать штраф в размере 1 рубля.

Было в Советском союзе и такси, причем стоило оно не так уж дорого. За посадку пассажиру начисляли 10 копеек, а все остальное считал счетчик (те же 10-20 копеек за километр), и в среднем поездка выходила в 60-80 копеек. Но все зависит от города – в Москве с ее расстояниями можно было наездить и на большую сумму. Со временем зарплаты граждан росли и такси становились популярнее – а поэтому поймать его было все сложнее.

Как ни странно, маршрутные такси появились именно во времена СССР. В середине прошлого века оказалось, что несколько пассажиров иногда предпочитают «скинуться» на одно такси вместо того, чтобы ждать автобус или трамвай. И на этом таксомоторные парки решили заработать – маршрутные такси заняли промежуточное положение между такси и общественным транспортом, и стали достаточно популярными. Со временем вместо легковых машин туда стали передавать микроавтобусы РАФ, что приблизило маршрутки к их нынешнему пониманию.

В 1950-х годах существовали даже междугородние таксомоторные маршруты – они ездили из Москвы в Симферополь, Харьков, Владимир, Тулу и другие города, а билеты на них продавались даже в кассах автостанций.

С 1991 года ситуация кардинально изменилась – стоимость проезда в транспорте начала расти (часто по несколько раз в год), а вместо городского транспорта улицы заполонили те самые маршрутки. Но это уже совсем другая история.

Валютные реформы

В начале 1930 годов сталинские планы по внедрению социализма привели к огромным экономическим и финансовым трудностям, а также к необходимости изменений в денежной системе Советского Союза. После успешного выполнения «первой пятилетки» (1928-1932 гг.) страна столкнулась с фактом невозможности материального покрытия экономических затрат, с диспропорций между количеством выпускаемых денег, которые находились в обиходе, и их обеспечением. Из-за утверждения абсурдной кредитной реформы, советским властям пришлось давать согласие на проведение незапланированной эмиссии дополнительных купюр.

Мотивирующий плакат для выполнения пятилетки раньше сроков

Так в 1931 году монеты стали медно-никелевыми, а в 1934 году в стране появились казначейские билеты нового образца купюрами по 1, 3 и 5 рублей. Через репрессии и погони за врагами народа банкноты выпускали без подписи наркома финансов, а также с отсутствием водяных знаков. Купюры этого образца оставались в обращении и были официальным средством платежа до реформы 1945 года, хотя фактически еще до этого были заменены рублями 1938 года выпуска. Также в этих годах была утверждена статья за незаконное обращение купюр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заработок в Интернете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: