SIEMENS НЕ ГОТОВ НА ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ
Компания Siemens продолжает сворачивать свою деятельность в России. Еще в марте этого года концерн, имеющий почти 170-летнюю историю бизнеса в нашей стране,объявил о приостановке инвестиций в Россию, а с 13 мая прекращается его сотрудничество с ОАО «РЖД». В первую очередь это коснется сервисных контрактов дочерней компании «Сименс мобильность» на обслуживание «Сапсанов» и «Ласточек».
Но, как говорят эксперты, совсем уйти с российского рынка компании будет не так просто – по крайней мере, в феврале-марте это у нее не получилось.
«У Siemens бизнес в России очень сильно интегрирован со множеством внутренних инфраструктурных проектов. Это не только «Сапсаны» и «Ласточки», но и, например, обслуживание громадной сортировочной станции на подходах к Усть-Луге, и много чего ещё», – говорит Сергей Сигачев, эксперт по транспорту и автор сайта «Транссиб.ру».
Напомним, что Балтийск – Усть-Луга на сегодняшний момент является единственной грузо-пассажирской паромной линией Калининграда, поскольку решение об окончательном запуске паромов Балтийск – Морской фасад (Санкт-Петербург) пока не принято.
Эксперт уверен, что окончательно рвать связи с Россией сам Siemens не хочет – со временем восстановление деловых отношений будет возможно, но резкий уход сейчас может значительно осложнить возврат компании на российский рынок.
«Судя по всему, компании придется создавать многочисленные фирмы-прокладки и отдавать им свои кровные обороты по кусочкам: ремонт, сервисная поддержка, поставки, вероятно, по серым схемам, и т.д.», – говорит Сергей Сигачев.
Кстати, сейчас одной из таких фирм-посредников может стать новое «ООО Скоростное Сообщение Две Столицы», очень вероятный кандидат, который, скорее всего, и заберет сервисное обслуживание скоростных поездов у основного российского Siemens.
Деятельность Siemens в России
Концерн
Siemens еще в марте 2022 г. объявил о прекращении поставок продукции в Россию и замораживании новых бизнес-проектов. В ноябре 2022 г.
стало известно о продаже всего российского бизнеса компании.
В России Siemens занимался продвижением своих решений для промышленномти и энергетики. На начало мая 2022 г. компания была
соучредителем совместного предприятия с «Силовыми машинами» по производству
газовых турбин. Совместно с группой «Синара» Siemens выпускал электропоезда «Ласточка»
и грузовые электровозы; также у компании
был контракт с РЖД на поставку «Сапсанов».
«Siemens
принял решение прекратить промышленный бизнес в России, — заявил
в ноябре 2022 г. глава компании Роланд Бош. — Это было непростым решением, учитывая обязанность
заботиться о сотрудниках и давние отношения на рынке, на котором мы работаем
уже более 170 лет. Но это не касается Siemens Healthineers — совладельца
“Сименс здравоохранения”, — эта структура
действует как отдельная компания».
Как пишут «Известия», бренд «Сименс здравоохранение»
в 2021 г. занимал примерно 5,7% российского рынка медоборудования с выручкой 17,2 млрд руб. В то же
время, доля Siemens в сегменте оборудования для КТ и
МРТ (компьютерная и магнитно-резонансная томография) оценивается примерно
в 40–50% рынка.
Для чего частоты «дочке» Siemens
Как
говорят эксперты издания, в похожих диапазонах работают приборы для
физиотерапии. Технику, которой требуются близкие частоты, выпускает, например, General Electric и другие американские компании.
По словам
одного из собеседников «Известий», оборудование на частотах 23,6 МГц может быть задействовано для точечного лечения злокачественных
опухолей: облучение сочетается с использованием
специальных препаратов. Еще один эксперт также отмечает, что такие
частоты подходят для лечения онкологических заболеваний.
«Дочка» Siemens хочет остаться в России и просит выделить специальные радиочастоты
Для того
чтобы использовать подобные устройства в России на данных
частотах необходимо разрешение властей, потому что аппаратура больниц и поликлиник может создавать помехи
для другой техники. По словам экспертов, в диапазонах, близких к 23 МГц,
работают некоторые устройства фиксированной и подвижной связи. В дальнейшем,
как полагают аналитики, если в список полос для высокочастотных устройств
включат требуемую частоту, это может упростить ввоз указанной техники в страну.
Неисправные поезда никто не выпустит на маршрут
Хватит ли усилий «ВСМ-Сервиса», чтобы РЖД могло поддерживать работоспособность «Сапсанов» и «Ласточек» на прежнем уровне? Никаких проблем не видит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков не так оптимистичен.
Критических отказов «Сапсанов» в ближайшее время быть не должно, считает генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Проблемы есть с тормозными дисками и тормозными буксами.
СПРАВКА MASHNEWS:Высокоскоростные поезда Siemens Velaro выпускаются с 2001 года. Эксплуатируются в Европе (Германия, Испания, Нидерланды и др.), а также в России, Турции и Китае. Версия Velaro CRH 3C собирается в Китае по лицензии Siemens и при его участии.
Мария Гордякова для MASHNEWS
ПОЧЕМУ УСПЕХ С «МИРОМ» ДАЖЕ ЧАСТИЧНО НЕ ПОВТОРЕН НА ТРАНСПОРТЕ – ВОПРОС РИТОРИЧЕСКИЙ
Стагнация или прекращение развития скоростных поездов обернется громадным минусом в долгосрочной перспективе и обязательно негативно повлияет на туризм в России, усложнив логистику, уверены эксперты.
Если, конечно, наши ученые и производственники в рекордные стахановские сроки не сделают «прорыва» в создании собственного, российского скоростного железнодорожного транспорта. Хотя все понимают, что заниматься этой темой (а не отчетами об «импортозамещении») надо было уже давно – как минимум с 2014 года.
Напомним – в банковской отрасли тогда в кратчайшие сроки была создана своя российская система карточных платежей НСПК, своеобразный «зонтик» от санкций в платежной отрасли. Благодаря ей мы спокойно платим в России «отключенными» Visa и Mastercard, а картами «Мир» – в той же Турции.
Почему ничего подобного не появилось за все эти годы ни в одном сегменте российского транспорта – вопрос уже, похоже, риторический.
УМЕНЬШИТСЯ ЛИ КОЛИЧЕСТВО «САПСАНОВ», СТАНЕТ ЯСНО ОСЕНЬЮ 2022 ГОДА
Как заявили в пресс-службе ОАО РЖД, техническое обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка» будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга РЖД.
На данный момент у РЖД имеется 16 «Сапсанов» и порядка 260 «Ласточек». К 2023 г., однако, «Сапсанов» должно было быть больше – в 2019 г. между ОАО РЖД и Siemens был заключен контракт на поставку еще 13 электропоездов, из которых пришла только меньшая часть.
Больше таких поездов вряд ли появится, но основной вопрос, который сейчас волнует всех пассажиров, другой – не сократится ли количество скоростных поездов из-за возможных перебоев с запчастями.
«Если запчасти совсем строго и глобально «заблочат», значит, примерно поздней осенью 2022 года пойдет под разборку на запчасти один «Сапсан» из всего действующего парка. И значит, частота курсирования поездов упадёт на 1 рейс в сутки. Но это при негативном сценарии. При позитивном – если запчасти все же будут ручейками доставлять в обход «официалов», интенсивность курсирования останется прежней», – говорит г-н Сигачев.
По оценкам экспертов, запаса деталей для плановых ТО хватит примерно на 9 месяцев, т.е. если поставки прекратятся буквально сегодня, то, при отсутствии форс-мажора, можно не беспокоиться примерно до февраля 2023 г.
Но есть еще и вопрос гарантии – например, если состав сойдёт с рельс и повредит себе что-либо, то поставщик, согласно контракту, обязан предоставить замену. Как будет вести себя Siemens с обслуживанием таких действующих сервисных контрактов – не очень понятно.
Вместо «Сименса»
Обслуживанием «Сапсанов» в России раньше занималась компания «Сименс мобильность». Когда в мае прошлого года концерн Siemens ушёл из России, перед РЖД встал вопрос: кто будет заниматься ремонтом поездов, укомплектованных импортным оборудованием. Нашли решение: с 1 июня 2022 года все услуги по сервису электропоездов «Сапсан» и «Ласточка» передали в ООО «ВСМ-Сервис».
По договору с АО «РЖД» эта компания выполняет техническое обслуживание составов на тех же площадках, где раньше работала «Сименс мобильность».
Сейчас в «ВСМ-Сервис» входят 14 подразделений (крупнейшие — в Москве, Петербурге, Адлере и Екатеринбурге) и более 1100 сотрудников. Они обслуживают 20 составов «Сапсана» и 274 электрички «Ласточка».
«Сапсаны» должны проходить техобслуживание каждые восемь суток (примерно через 11 000 км), а ремонты — примерно раз в 2,5 года. Все ремонты выполняют в специализированном депо в Петербурге.
КАК ПОВЛИЯЕТ НА ТУРИЗМ ВОЗМОЖНОЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА «САПСАНОВ»
Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсаны» ежедневно выполняют 12-13 рейсов в сутки, еще есть дополнительные рейсы по выходным и с понедельника по пятницу. Также 1 «Сапсан» в сутки курсирует между Нижним Новгородом, Москвой и Санкт-Петербургом.
География «Ласточек» шире и насчитывает более 30 маршрутов, большая часть которых также выполняется ежедневно. «Ласточка» считается основным транспортным средством на курортах Сочи.
По общему мнению туроператоров, возможное сокращение количества поездов «Ласточки» и «Сапсана» критически на классическом туризме не отразится.
«Если количество «Сапсанов» уменьшат, то в первую очередь это будет потеря бизнес-трафика. Туристический трафик более гибкий. Зачастую туристы, которые ехали в Санкт-Петербург, предпочитали брать и фирменные ночные поезда, чтобы ощутить атмосферу путешествия», – говорит Артур Мурадян, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора Space Travel.
«Организованные туристы, клиенты туроператоров, все же предпочитают самолеты или обычные поезда, когда отправляются в поездку по стране, так что даже «Ласточка» скорее редкий, чем обычный для них вид туристического транспорта», – отмечает Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора «Дельфин».
Впрочем, влияние на туризм уменьшение парка «Сапсанов», если оно случится, все же окажет. Выразится оно, по мнению экспертов, в том, что многие путешествия внутри страны в перспективе вернутся к старому формату.
Например, замена «Ласточек» на какие-то российские разработки на южном направлении не будет критичным, но, вероятно, менее комфортным вариантом для туристов. Если «проредят» или станут отменять рейсы «Сапсанов», то туристы будут чаще рассчитывать на более длительное путешествие в Санкт-Петербург или Нижний Новгород.
Особенно грустно, подчеркивают эксперты, что намечающиеся сложности со скоростными поездами происходят при практически полном отсутствии конкуренции железной дороге со стороны авиации. Ведь, по некоторым оценкам, сейчас до 80% российского воздушного флота не используется даже на внутренних направлениях.
Закупки на миллиарды
Компания «ВСМ-Сервис» отозвала комментарий своего генерального директора Сергея Пономаренко о том, как удаётся решать проблемы с комплектующими для «Сапсанов». Однако известно, что часть запчастей закупается через систему параллельного импорта, часть заказывается у российских предприятий.
С июля прошлого года «ВСМ-Сервис» разместило на электронных площадках более 900 закупок на сумму не менее 2 млрд рублей, 48 млн евро и 1,3 млн долларов (в большей части закупок стоимость не указана). Среди позиций, которые требуются компании: подшипники, тормозные диски, электронные системы, токоприёмники, компрессоры, комплектующие для ремонта тяговых двигателей и тысячи других. Многие лоты обозначены просто как «поставка импортных запасных частей».
Локализация комплектующих — задача, поставленная РЖД перед «ВСМ-Сервисом». На сайте компании перечислены самые востребованные для локализации комплектующие. Среди них: кабельные соединения, подшипники, тормозные диски, кресло машиниста, пневмо- и гидрооборудование, резинотехнические изделия, электротехнические компоненты и расходные материалы (в том числе, клей).
На данный момент удалось локализовать не менее 200 компонентов.