Обойтись без денег и власти? экономические теории глазами анархистов

Рыночный анархизм

Понятие анархии в марксизме

Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.

В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.

В понимании Ленина понятия анархии и порядка не имеют ничего общего. Анархией, говорил он, можно называть отрицание любой государственной власти, а Совет солдатских и рабочих депутатов — это государственная власть.

Поиски искусственного интеллекта

Тогда же Шеннон завершил создание электромеханической мышки Тесея, которая могла «находить» выход из лабиринта. Это был один из первых экспериментов по искусственному интеллекту. Запоминая результаты сделанных ходов, Тесей приобретал способность самостоятельно находить кратчайший выход из любого места учебного лабиринта.

Тогда же Шеннон создал калькулятор Throbac с интерфейсом в римских цифрах, и «окончательную машину» (Ultimate Machine), описанную в романе Артура Кларка «Голос над морем». Ученый-фантаст Артур Кларк не раз бывал в доме Шеннона, и его потрясла Ultimate Machine. «Выглядело всё очень просто, — писал Кларк. — <…> Когда вы поворачиваете выключатель, раздается сердитое, вполне осмысленное ворчание. Крышка поднимается, и из коробки высовывается рука. Она поворачивает выключатель в обратную сторону и снова убирается внутрь коробки, после чего крышка медленно закрывается, и ворчание затихает. Психологический эффект этого мистического зрелища, если вы к нему не подготовлены, потрясающе силен. Мрачное впечатление остается от машины, которая выключает сама себя».

Одна из проблем, над которой думал Шеннон, формулировалась так: насколько сложной должна быть машина, чтобы перехитрить человека? И Шеннон решил сконструировать такую машину. Играть с машиной Шеннона было очень просто: игрок переводил красный тумблер в левое или правое положение и нажимал кнопку, на что машина реагировала зажиганием соответственно левой или правой лампочки, если угадывала положение тумблера, или наоборот, если ее прогноз был ошибочным. В длинной последовательности партий с одним и тем же человеком машина Шеннона угадывала в 65% случаев.

Американские математики того времени недооценивали работы Шеннона, считая их недостаточно строгими. Начало их признанию положил советский академик Андрей Николаевич Колмогоров, один из крупнейших математиков ХХ века (некоторые его работы были вдохновлены достижениями Шеннона).

«Значение работ Шеннона для чистой математики не сразу было достаточно оценено… еще на международном съезде математиков в Амстердаме (1954 год) мои американские коллеги, специалисты по теории вероятностей, считали интерес к работам Шеннона несколько преувеличенным, так как это более техника, чем математика… Правда, строгое математическое обоснование своих идей Шеннон в сколько-либо трудных случаях предоставил своим продолжателям. Однако его математическая интуиция изумительно точна».

Мир без денег

Деньги, в той или иной форме, были частью человеческой истории, по крайней мере, последние 3000 лет. Деньги и счастье считается актуальным в наше время. Предполагается, что до этого времени, вероятно, использовалась система бартера. Бартер — это прямая торговля товарами и услугами — кто-то даст каменный топор, если кто-то поможет ему убить мамонта, — но такие договоренности требуют времени. Человек должен найти кого-то, кто думает, что топор-это справедливая сделка за обладание встретиться лицом к лицу с 4 метровыми бивнями зверя, который не любит, когда на него охотятся. Если это не сработает, придется менять условия сделки, пока кто-то не согласится.

Одним из величайших достижений денег было увеличение скорости, с которой можно было заниматься бизнесом, будь то охота на мамонтов или строительство жилища.

Медленно, на протяжении веков, развивалась история появления денег, включающая в себя легко продаваемые товары, такие как шкуры животных, соль и оружие. Эти торгуемые товары служили средством обмена, даже несмотря на то, что стоимость единицы все еще была предметом переговоров. Эта система бартера и торговля распространилась по всему миру, и она все еще сохраняется сегодня в некоторых частях земного шара.

На заре появления человека вместо денег был бартер

Бартер — это обмен ресурсами или услугами для взаимной выгоды, и эта практика, вероятно, восходит к десяткам тысяч лет, возможно, даже к рассвету современного человека. Некоторые даже утверждают, что это не чисто человеческая деятельность. Растения и животные обменивались—в симбиотических отношениях—в течение миллионов лет. В любом случае, бартер среди людей, безусловно, предшествует использованию  денег. Сегодня отдельные люди, организации и правительства все еще используют и предпочитают бартер как форму обмена товарами и услугами.

9000 — 6000 г. до н. э.: разведение скота

Крупный рогатый скот, который на протяжении всей истории и во всем мире включал в себя не только коров, но и овец, верблюдов и другой скот, является первой и самой древней формой денег. С появлением сельского хозяйства также появилось использование зерна и других растительных продуктов в качестве стандартной формы обмена во многих культурах.

1200 г. до н. э.: раковины каури

Первое использование каури, раковин моллюска, широко распространенного на мелководье Тихого и Индийского океанов, было в Китае. Исторически многие общества использовали каури в качестве денег, и даже совсем недавно, в середине этого века, каури использовались в некоторых частях Африки. Каури — самая широко и долго используемая валюта в истории.

Раковины каури

Как выиграть в казино

Весной 1959 года на работу в MIT пригласили профессора математики Эдварда Торпа, теоретика игры в блек-джек, одной из самых популярных в казино карточных игр, восходящую звезду менеджмента хедж-фондов, одного из основателей алгоритмической торговли. В MIT Торп завершил обработку результатов собственных испытаний в казино и написал статью «Обыграй дилера: Выигрышная стратегия игры в блек-джек» (Beat the Dealer: Winning Blackjack Strategy). Чтобы опубликовать ее в таком солидном журнале, как The Proceedings of the National Academy of Sciences, требовалась рекомендация членов академии, а единственным математиком из них в MIT с 1956 года был Клод Шеннон. Шеннон прочел статью и рекомендовал ее для издания. Как рассказывал Торп, «потом он спросил: “Вы работаете над чем-нибудь еще в игорной зоне?” Я решил открыть другую тайну и рассказал ему о своей мечте: обыграть рулетку в казино… Мы провели вместе несколько захватывающих часов и расстались в глубоких сумерках с планами встретиться и обсудить эту идею снова…». Итогом игрового сотрудничества стал носимый компьютер размером с пачку сигарет, содержащий двенадцать транзисторов и предсказывающий вероятность выигрыша в рулетку на основе быстрых замеров частоты оборотов колеса рулетки и скорости вброса шарика рукой крупье. Летом 1961 года Торп и Шеннон с женами встретились в казино Лас-Вегаса, где успешно провели натурные испытания этого компьютера. Вскоре Эдвард Торп покинул MIT, а Клод Шеннон разработал разнообразные модели биржевой игры на курсах акций и опробовал их (по его словам, успешно) на собственных акциях.

В 1970-е годы по разработке Шеннона изготовили робот-муляж с лицом Уильяма Дукенфилда, знаменитого американского комика, фокусника и писателя. Этот робот жонглировал вводимыми сверху шариками, отскакивающими от мембраны расположенного под ним барабана. Его работа отвечала формуле Шеннона: (F + D)H = (V + D)N, где F — время свободного полета шарика, D — время его нахождения в руке, V — время, пока руки свободны, N — число шариков, H — количество рук.

«Я представляю то время, когда мы будем для роботов что собаки для

людей, и я болею за машины», — говорил Шеннон.

В 1974 году венгерский скульптор и преподаватель архитектуры

Эрнё Рубик изобрел головоломку «кубик Рубика». Эта головоломка

понравилась Шеннону, и он придумал для нее манипулятор, позволяющий собирать кубик.

Реализация проектов Шеннона затормозилась после смерти Вэнивара Буша. Новое руководство MIT не разделяло увлечений Шеннона «совершенно бесполезными вещами <…> потому, что, по его словам, их весело делать». Ему предложили сотворить нечто более

полезное и вернуться на путь теории информации, на что Шеннон отвечал: «Большинство великих математиков сделали свои лучшие работы, когда они были молоды».

«Проникновение в суть способности человека жонглировать послужит основой для создания сложных роботизированных систем», — считал Шеннон

cmrr-star.ucsd.edu/

Основные экономические идеи учения Маркса

Одной из сильнейших экономических школ была школа марксизма. Ее основателями выступили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В основу учения легли труды классической экономики, разработанной Смитом и Рикардо. Оттуда были заимствованы трудовая теория стоимости, снижение нормы прибыли в периоде времени и понятие производительного труда. Марксизм говорил о том, что общество вынуждает человека вступать в производственные отношения, которые в конкретный период времени соответствуют определенному этапу хозяйственного развития. Сами производственные отношения формируют структуру или основу жизни государства. Создание материального мира в рамках отдельной страны определяет ее культуру, социальную жизнь, а так же духовные и политические процессы в обществе. То есть, нахождение в социуме определяет жизнь каждого отдельного гражданина.

Главной заслугой марксизма является изучение такого производственного фактора, как рабочая сила. Труд в марксистской системе знаний делился на два вида:

  1. Конкретный, то есть занимающийся непосредственным созданием экономического блага.
  2. Абстрактный, теоретическое понятие, описывающее человека, как рабочую силу.

В результате проведенных исследований была раскрыта сущность прибавочной стоимости и ее влияние на формирование добавочной прибыли на имеющийся капитал. Под прибавочной стоимостью здесь понимается вложенный в производство продукции труд. Сама стоимость при этом не зависит от соотношения спроса и предложения. Так же благодаря этому понятию Маркс пытался объяснить природу и формы экономической эксплуатации.

Товар в экономической теории марксизма рассматривался, как некий объект, участвующий в операции обмена. Постепенно он преобразуется в капитал. При этом товар обладает сразу двумя принципиальными свойствами. С одной стороны, он полезен, то есть имеет определенную ценность для покупателя. Ценность определяется только отношением конкретного человека к конкретной товарной единице. На нее не влияют любые другие производственные и непроизводственные факторы. С другой стороны, каждый товар обладает собственной стоимостью, которая может проявиться только в период обмена. При этом меновая стоимость однородна, различается лишь количественно.

Замечание 2

Марксистская экономическая школа подвергалась критике со стороны более поздних течений и ученых, разбиравших основные труды Маркса. Сам создатель этого направления невысоко оценивал свой вклад в развитие экономической мысли. Большую заслугу он видел в своих трудах относительно социальной теории.

Петр Кропоткин

Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм — это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.

Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.

Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.

Машины, машинки и мышь

Революционные теории были результатом любопытства Шеннона и порождением его гения. Но как только он докапывался до сути явления, вместо публикации результатов, он начинал искать новую проблему.


Устройство для сборки Кубика РубикаФото: Музей MIT

«После того как я находил ответы, мне всегда было тяжело публиковаться. Я много сделал, но так и не написал об этом. Лень. У меня есть папка с незаконченными работами. Но это относится к большинству хороших учёных, которых я знаю. Просто знать для себя — вот, наверное, наша главная мотивация».

Клод Шеннон в интервью журналу Omni (1987)

Настоящей его страстью было проектирование всевозможных гаджетов и жонглирование — похоже, эти занятия он ценил гораздо выше подготовки статей для научных журналов.


Прибор для измерения времени нахождения металлических жонглёрских булав в металлических перчатках, надетых на жонглёраФото: Музей MIT

«Конечно, основной работой Шеннона была теория связи, без которой мы бы до сих пор слали телеграммы. Но разработка схем, похоже, была большой любовью Шеннона. Он любил маленькие машинки, любил с ними возиться».

Нил Слоун, математик, работавший в Bell Labs. New Yorker


THROBAC — компьютер, который проводил вычисления римскими цифрамиФото: Sami Oinonen / Flickr

Среди культовых изобретений Шеннона — вычислительная машина THROBAC I, которая выполняла арифметические действия с помощью римских цифр, фрисби с ракетным двигателем и устройство для собирания кубика Рубика.

Классик искусственного интеллекта Марвин Мински вдохновил Шеннона на знаменитую «конечную машину». Работает она так: вы щёлкаете выключателем On, открывается ящик, откуда вылезает механическая рука, которая щёлкает выключатель Off и возвращается внутрь ящика.

«Конечная машина» Клода Шеннона

Ещё одно изобретение Шеннона — механическая мышь «Тесей». Тесей бегал по лабиринту и запоминал путь. Если человек переставлял стены лабиринта, мышь распознавала изменения и находила новое решение. По сути, это была одна из первых попыток машинного обучения. Шеннон также одним из первых занялся разработкой принципов построения шахматных программ.

Клод Шеннон демонстрирует проект «Тесей»

Дом Шеннона, который он называл Entropy House (дом Энтропии), был буквально напичкан его изобретениями, а в гараже стояло около 30 одноколёсных велосипедов — один без педалей, один с квадратным колесом, и ещё один одноколёсный велосипед, рассчитанный на двоих ездоков.


Клод Шеннон на одноколёсном велосипедеФото: личный архив семьей Шеннонов

Анархия — это хорошо или плохо?

У многих анархия ассоциируется со злом, насилием и борьбой. Так думает большинство и виновата в этом системная машина власти, которая пропечатала в человеческом сознании отвращение и страх к самому слову «анархия». На самом же деле изначальное значение этого понятия — свобода и безвластие. По сути, анархия — это внутренняя свобода, а анархист — человек, освобожденный от внешних влияний на свой внутренний мир и развитие, он самодостаточен.

В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.

Таким образом они надеются нарушить государственную систему, но вызывают только отвращение у общества. Нельзя сказать, что эти организации не являются анархичными. На самом деле анархия — это целая философская система. Нет однозначно правильного ответа на вопрос: анархия — это хорошо или плохо.

Происхождение

Густав де Молинари одним из первых открыл дискуссию о конкуренции на рынке защиты

Одним из первых, кто предложил концепцию приватизации услуг защиты личной свободы и собственности, то есть рыночный анархизм, был француз Жакоб Мовиллон, живший в XVIII веке. Позднее, в 40-х годах девятнадцатого столетия, Юлиус Фаухер и Густав де Молинари выступили с такими же взглядами. Молинари, в своем эссе «Создание безопасности», утверждал: «Никакое правительство не может обладать правом препятствовать другому правительству вступать с ним в конкуренцию, или требовать от потребителей услуг безопасности обращаться за этим товаром исключительно к нему самому». Молинари утверждает, что монополия на безопасность является причиной высоких цен и низкого качества. В «Вечерах улицы Сен-Лазар» он пишет: «Монополия правительства нисколько не лучше любой другой монополии. Хорошо, а тем более дёшево, не будет управлять никто, у кого нет страха конкуренции, и чьи подданные лишены права свободно выбирать своих правителей… Обеспечение безопасности, если оно организовано как монополия, неизбежно становится дорогостоящим и плохим». Суть аргументов Молинари в пользу рыночного анархизма больше основана на экономике, чем на моральной оппозиции государству.

В XIX веке Бенджамин Такер развивал теорию рыночного анархизма в США: «Защита — это обслуживание, как и любое другое обслуживание; это труд полезный и необходимый, поэтому экономически, как товар, он является субъектом закона спроса и предложения; на свободном рынке этот товар предоставлялся бы по себестоимости продукции; преобладание в конкуренции, клиентура оказались бы у того, кто предложил бы лучший товар по самой низкой цене; производство и продажа этого товара теперь монополизированы государством; и государство, как почти все монополисты, требует непомерную цену». Он отмечал, что анархизм, который он предлагает, будет включать тюрьмы и армии. Позднее, в середине 20 века, рыночный анархизм был возрождён Мюрреем Ротбардом. Дэвид Д. Фридман предлагает форму рыночного анархизма, где, кроме предоставляемой рынком безопасности, само право создается на рынке.

Ранние года

Ванневар Буш родился в конце 19 века, 11 марта 1890 года, в Массачусетсе. Он был более известен как Ван Буш, потому что, по его собственным словам, большинству людей было очень трудно произносить его имя.

Он был сыном Ричарда Перри Буша и Эммы Линвуд Пейн Буш. У пары было две дочери, кроме Ванневара. Отец Буша в какой-то период своей жизни служил министром.

В детстве Ванневар часто болел. В школе он проявил большие способности к математике. По окончании учебы он поступил в Университет Тафтса, чтобы обучаться на инженера, благодаря стипендии, которая позволила покрыть половину его расходов.

На университетском этапе он сначала работал репетитором на математическом факультете, что позволило ему покрыть остальные расходы.

Левые анархисты

Классики русской анархии — это Петр Кропоткин и Михаил Бакунин. Первый считается основным теоретиком такого направления, как анархо-коммунизм (анком). А всем известный атаман Нестор Махно называл Кропоткина своим учителем.

Основная идея анархо-коммунизма — создание общества, которое будет основано на принципах самоуправления и в котором не будет места частной собственности. Следовательно, такого явления, как товарно-денежные отношения, там нет. Совсем. Проще говоря, каждый может свободно пользоваться чем угодно, что произведено другими членами общества. А со слов самого Кропоткина, каждый может взять что угодно, что есть в изобилии, и ограниченную долю того, что нужно считать и делить.

Надо ли говорить о том, что анархо-коммунистическая теория столкнулась (и продолжает сталкиваться) с серьезной критикой, даже со стороны марксистов?

Экономические теории анархистов

Каждый день мы расплачиваемся в магазинах за покупки платежной картой или наличными и редко задаемся сложными философскими вопросами из серии: «А что в принципе делает наши деньги ценными?», «Что будет, если мы начнем расплачиваться как-то иначе?» или «Почему государства могут печатать деньги, а я свои собственные — нет?».

Между прочим, эти и другие вопросы давно не дают покоя разным анархистам и исследователям в сфере экономики. И если вы думали, что анархисты — это обязательно ребята с ирокезами, в кожаных куртках и со стаканом портвейна…

…то вы серьезно заблуждались. Современные анархисты — это в том числе всемирно известные политические философы, представители экономических школ, первоклассные разработчики и хакеры, математики и криптографы. Да и течений у анархизма немало.

Как появились первые общепринятые монеты?

Чтобы не терять каждый раз при покупке чего-то столько времени на проверку и взвешивание, люди придумали заранее взвешивать кусочки золота или серебра. Например, они плавали кусок золота, придавали ему форму кружка, квадрата или треугольника и штамповали на этой монете её вес. Ещё на них наносили разные рисунки. Так люди и начали чеканить монеты.

Казалось бы что проблема решена. Отдели от своего куска золота маленькие части, придай им красивую форму, отметь на них их вес, и можно спокойно идти на базар, чтобы купить себе любые вещи. Но увы не каждый примет такие деньги. Почему продавец должен верить, что вес на монете действителен, или что в ней не перемешали медь? Поэтому опять придётся прибегнуть к весам и тщательно проверить монету на её подлинность.

Нужно было создать такие монеты, которые все бы узнавали и были бы уверенны в том, что они подлинные. Для изготовления таких монет нужен был кто-то, кому бы большинство доверяли. Этот человек для каждого народа был его правитель. Ему все подчинялись и исполняли его указы. Поэтому чеканка монет перешла к правителям. Так появились первые официальные монеты. Любой продавец, которому предлагали такие монеты, принимал их, потому что он знал, что в королевской монете скорее всего чистое золото, и что её заявленный вес правдивый.

Где появились первые официальные монеты?

Из-за того, что в древние времена не велись точные записи, или они были уничтожены временем, довольно сложно определить с точностью где и когда появились первые официальные деньги, и где люди впервые стали переходить от бартерной торговли(прямой обмен товарами без денег) к денежной.

Принято считать, что это произошло примерно в 6-ом веке до н. э., в Лидии. Это царство располагалось в Малой Азии, на территории современной Турции. После того как чеканка монет перешла к правителям народа, то никто уже не имел права делать монеты сам. За фальсификацию денег прилагалось серьёзные наказания, так что мало кто осмеливался на это.

Такой тип денег стал самым удобным на тот момент, потому что каждый узнавал эти монеты и не сомневался в их ценности. Поэтому данный метод денег стал распространяться по всему миру.

Взгляды на собственность

Такериты

Бенджамин Такер отказался от концепции естественного права на собственность в рыночном анархизме в пользу эгоистической концепции Макса Штирнера

Бенджамин Такер первоначально придерживался идеи землевладения, связанной с мютюэлизмом, которая не допускает создания земельной собственности, а придерживается точки зрения, что когда люди в обычном порядке используют данную им землю (а в некоторых версиях имущество), другие должны уважать это использование или владение. Но когда это использование прекращается, право на владение, в отличие от права на собственность, более не признаётся. Теория мютюэлизма придерживается тезиса, что прекращение использования земли или проживания на ней переводит её в статус общего достояния или в положение ничьей собственности и делает её доступной любому, кто пожелает её использовать. Поэтому торговля неиспользуемой землёй будет отсутствовать. Тем не менее, позднее Такер отказался от теории естественного права и утверждал, что владение землёй законно передаётся через силу, если другое не указано в договоре: «Единственное право человека на землю — это его сила над ней. Если его сосед сильнее него и забирает у него землю, то земля принадлежит соседу до тех пор, пока последнего не лишил собственности некто ещё более сильный». Он ожидал, тем не менее, что люди придут к пониманию того, что «занятие и использование» есть «в общем заслуживающий доверия ведущий принцип действия», и что люди вероятней всего заключат договор о правилах занятия и использования.

Ротбардианцы

Мюррей Ротбард (1926-95) утверждал, что «капитализм — это наиболее полно выраженный анархизм, а анархизм — это наиболее полно выраженный капитализм»

Классический либерал Джон Локк приводит доводы в пользу того, что по мере того, как люди смешивают свой собственный труд с ресурсами, не имеющими владельца, они превращают эти ресурсы в свою собственность. Люди могут приобрести новую собственность путём работы над ресурсом, не имеющим владельца, или путём обмена на созданный товар. В соответствии с философией Локка, ротбардианские анархисты свободного рынка убеждены, что собственность может иметь начало только как продукт труда, а затем может только законно переходить из рук в руки путём товарообмена или в качестве дара. Они выводят этот принцип первоначального обращения в собственность (аппроприации) из принципа суверенитета индивидуума. Тем не менее, у Локка была «оговорка», которая утверждала, что тот, кто присваивает себе ресурсы, должен оставить «достаточно и такого же качества… для других». Ротбардианские рыночные анархисты не соглашаются с этой оговоркой, придерживаясь того, что индивид может изначально присваивать, вкладывая свой труд, столько, сколько пожелает, и это останется его собственностью, пока он не решит иначе. Они обозначают это термином «нео-локкианство». Либератарианцы считают, что это согласуется с их изначальным непрятием принуждения, поскольку как только земля оказывается без хозяина, она может быть присвоена. Если что-то является бесхозным, нет никого, к кому первый владелец мог бы применить принуждение. Также они не считают, что простые притязания дают право на собственность. Анархо-капиталисты признают добровольные формы совместного владения, что означает, что имущество доступно для всех индивидов. Сэмюэль Эдвард Конкин III, основатель агоризма — также ротбардианец.

Какими были первые деньги в мире и как их придумали?

Деньги ценны только потому что все знают, что они будут приняты в качестве оплаты за что-то. Поэтому всё что угодно можно использовать в качестве денег, если все соглашаются с ценностью данных вещей.

Люди ещё с давних времён очень полюбили носить на себе редкие, красивые, блестящие и необычные вещи, которые украшают и выделяют среди всех остальных. Поэтому разные типы украшений также стали со временем востребованной вещью. И если, например, кому-то предлагали украшение в обмен на его пшеницу, то он мог принять этот обмен, даже если ему это украшение не нужно. Всё потому что он знал, что это украшение многие потом согласятся обменять на что-то другое. И каждый знал, что за красивое украшение из ракушек или янтаря можно будет потом заполучить почти всё что он захочет. Так разные украшения стали чем-то вроде первых денег.

Но не только украшения служили как деньги, но и разные ракушки, хозяйственные вещи или животные, которые многие соглашались обменять на свой товар.

Со временем люди научились добывать и работать с металлами, такие как медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, так как из них мастерили многие вещи. Металлы позволяли людям делать то, что не позволял до этого обычный камень или палка. Ему можно было придать множество форм, можно делить на куски разных размеров, и к тому же эти материалы портились очень медленно. Эти удобства и сделали металлические вещи такими популярными среди людей. Можно сказать что они стали деньгами в уже более привычном для нас понятии.

Золото и серебро

Когда люди стали использовать золото и серебро в качестве денег? И почему именно эти металлы заменили деньги из меди и железа, ведь из них не получаются столь прочные инструменты? Как мы уже говорили, наши предки очень любили иметь или носить на себе красивые украшения. А блестящее золото и серебро идеально для этого подходили. Они легко плавились, им можно было придать множество форм, и к тому же они не ржавели, в отличие от других металлов.

К этому времени уже стало возможным сохранить свои богатства на потом. Раньше это было очень трудно сделать, потому что кукурузу, пшеницу или скот непросто сохранить. Продукты еды испортятся, а скота нужно кормить и ухаживать за ним. Ещё для них понадобится много места. А куски золота или серебра гораздо проще сохранить.

Но и такие деньги имели свои неудобства. Если кто-то, например, продал много скота и получил за это большой кусок золота, то с ним просто так на базар за многими мелкими вещами не пойдёшь. Нужно иметь специальные инструменты, чтобы отделить маленькие куски. Потом каждый кусок нужно было взвешивать на базаре, чтобы узнать сколько именно этот кусок весит и понять его ценность.

К тому же не исключен и тот факт, что в одном куске золота могло оказаться и другие, более дешёвые металлы. То есть кто-то мог быть мошенником и дать вам на базаре кусок нечистого золота. Поэтому много времени тратили на проверку. Ну и в конце концов, золото или серебро не такие легкие, поэтому нести их с собой также могло быть не очень удобно. В общем, на это нужно было потратить много времени и сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заработок в Интернете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: