Индийский виски и тоска по Шампани
Год назад нервы любителей крепкого алкоголя подверглись испытанию: многие из тех самых «А-брендов» заявили о прекращении поставок в Россию. И если импортозаместить джин оказалось несложно, то для любителей односолодового виски настали непростые времена. Поставщикам пришлось изучать географию и открывать новые страны — производители шотландской классики.
Весь прошлый год мы искали замены. Так мы нашли индийский виски, у нас уже представлены купажированные сорта, но в работе также и односолодовые. Это очень качественный товар с высокими вкусовыми характеристиками. Ещё везём виски из Израиля.
С вином похожая ситуация. Раньше поставками вин заведовали «негоцианты» (компании, которые занимаются розливом и продажей вина, а не его непосредственным производством. — «Открытая кухня»). Но сейчас в игру вступили «рекольтанты» — владельцы небольших виноградников, которые производят и продают собственное вино напрямую крупным сетям. Именно они пришли на помощь тоскующим по классической Шампани и французским коньякам покупателям.
Ну и конечно, пустоты на полках стали активно заполнять российские производители и марки ближнего зарубежья. В METRO 28% ассортимента вина приходится на Россию, и это количество только растёт. В продаже стали появляться новые бренды коньяков из Грузии и Армении, сильно выросло количество предложений по отечественным настойкам и вкусовым водкам. Мы развиваем прямой импорт: используем единую систему закупок с другими странами, привозим уникальный ассортимент по хорошим ценам.
В мире
- По данным компании WhiskyInvestDirect, крупнейшими странами-производителями виски в мире остаются Шотландия, США, Канада, Ирландия и Япония. В частности, наиболее известны крупнейшие бренды купажированного шотландского виски, такие как Johnnie Walker, Ballantines, Chivas и Grants & Dewars. В 2022-м экспорт виски из Шотландии в денежном выражении вырос на рекордные 37% — до £6,2 млрд.
- В США ежегодно производится около 37 млн ящиков виски. Самые известные бренды — Jack Daniels и Jim Beam. На их долю приходится 20 млн ящиков. Отличительной чертой американского виски является сильный, сладкий вкус ванили, который производители получают в результате выдержки в дубовых бочках, отмечают в WhiskyInvestDirect.
- В Канаде производится более 21 млн ящиков виски, половина всех продаж приходится на долю трех самых продаваемых местных брендов — Crown Royal, Black Velvet и Canadian Club.
- В Ирландии 64% объема продаж всего виски приходится на один бренд — Jameson.
- Япония поддерживает репутацию своего виски как продукта высокого качества еще с 2014-го, когда односолодовый напиток Yamazaki Single Malt Sherry Cask 2013 признали лучшим виски в мире.
- К слову, в последние годы в мире возросла популярность инвестиций в производство виски премиум-класса, пишет Forbes. Среди состоятельных людей растет спрос на редкие и эксклюзивные сорта. Ожидается, что это приведет к увеличению цен, что сделает виски еще более привлекательной категорией для инвесторов. Так, например, в мире за 2022 год стоимость ржаного виски выросла на 9%. «Надежным вариантом» для инвесторов Forbes называет шотландские компании по производству виски и американские — по производству бурбона.
Фото обложки: Freepik
Тенденция
- Несмотря на неустойчивый спрос, в 2022-м в категории виски увеличилось количество новинок. Так, по данным ритейл-аудита NielsenIQ, в прошлом году в России появилось 77 новых брендов, 14 из которых — локальные марки.
- Например, в «Алкогольной сибирской группе» (АСГ) (производитель водки «Хаски» и «Пять озер»), помимо импортного индийского виски, планируют в 2023 году продать более 100 тыс. дал виски собственных марок. В прошлом году АСГ выпустила виски Bargest с купажом из зерновых и солодовых дистиллятов, а на май этого года запланировала запуск двух брендов из шотландских дистиллятов, пишет «Коммерсант».
- Представители отрасли считают, что рост интереса к локальным брендам будет зависеть от качества напитка. Если потребителей товар не устроит, они могут переключиться с виски на водку, горькие настойки и бренди, отмечают эксперты.
«Круги ретейла»
При этом путь бренда на полку вовсе не усыпан розами. Чтобы явить себя миру и потребителю, придётся пройти несколько «кругов ретейла». Для начала необходимо доказать свою нужность специальному ассортиментному комитету из категорийных менеджеров, менеджеров по продажам, руководителей отделов и топ-менеджмента сети. Главное тут не только впечатлить вкусом, но и отвечать экономическим требованиям: доказать, что способны обеспечить объём поставок, логистику, продвижение.
Только соответствуя всем требованиям, вы допускаетесь до тендера. Пока сравнивают цены на аналогичную продукцию, поставщик проходит проверку документов, отделов качества, аудит производства, анализ необходимых бумаг и разрешений. По новинкам часто проводятся дегустации как среди сотрудников сети, так и шеф-поваров и барменов, которые решают, какой алкоголь закупать в свой ресторан или бар.
Команда «А»
В продажах алкоголя есть сезонность: летом и весной магазины предлагают больше лёгких тихих и игристых вин, а в холодное время года соблазняют акциями на крепкий алкоголь. Как правило, основу ассортимента составляют крупные известные «А-бренды», по наличию которых можно судить об уровне магазина. Именно вокруг этого «скелета» и выстраиваются остальные, с менее известными именами.
Если говорить о крепком алкоголе, то ещё год назад в METRO 40% приходилось на виски и по 20% на водку, коньяк и бренди. Ещё 20% составляли остальные крепкие напитки. В этом году у виски уже 32%, а вот коньяк, бренди и водка выросли.
Ситуация нестандартная: обычно львиную долю портфеля занимает именно водка. Но так как мы прежде всего поставщик для ресторанного бизнеса, линейка виски всегда была очень широкой и пользовалась популярностью, поэтому на ней сделан особый акцент.